Логвинов против Первого

Амурский журналист начинает судиться с Первым каналом за восстановление авторских прав

Амурский журналист Сергей Логвинов вступает в судебный процесс с Первым каналом по поводу нарушения его авторских прав. 19 мая в Мещанский районный суд Москвы были приглашены обе стороны конфликта для предоставления доказательств и заявления круга свидетелей. Первое заседание суда назначено на начало августа.

Неизвестное интервью известных журналистов

Эта история началась в ноябре прошлого года, когда Первый канал выпустил в эфир фильм «Ее никто такой не знал», посвященный 85-летию Нонны Мордюковой. В основу фильма легло якобы неизвестное интервью актрисы, которое она дала журналистам из Владивостока. Однако амурчане Сергей Логвинов и Александр Ярошенко еще в анонсах, которые канал крутил всю предшествующую премьере неделю, узнали отрывки из своей передачи «С любимыми не расставайтесь!»

— Мне позвонил коллега и сказал, что только что видел фрагмент моей программы с Мордюковой на Первом канале, — вспоминает свой первый шок директор творческого объединения «ЛИК» телекомпании «Альфа-канал» Сергей Логвинов. — Я удивился — вроде ничего никуда не отправлял. Вечером включил телевизоры во всех комнатах, чтобы поймать анонс. Это было одно из самых откровенных (как теперь выясняется) интервью Нонны Викторовны, там были такие перлы, такие сравнения, такие ее рассуждения, идущие из души, что я и сейчас готов пересказать не только многие фразы, я все интонации того интервью знаю наизусть. И вот я вижу на экране Нонну Викторовну, как я ее помню — в той же одежде, в платочке, слева моя рука с микрофоном, справа — рука Ярошенко с диктофоном. И даже мой смех там звучит.

Кадры решают не все

Это действительно было уникальное интервью — актриса, отказывавшая в беседах столичным журналистам, неожиданно согласилась на встречу с молодыми провинциалами. Амурчане проявили находчивость: зная о казацких корнях Нонны Мордюковой, они привезли с собой письмо от амурских казаков и копченую рыбку. Помножив все это на личное обаяние, добились встречи — хотя бы на 20 минут, в результате провели в разговорах с актрисой больше четырех часов. Нонна Викторовна удивительно раскрылась в этом интервью — действительно предстала перед журналистами и их зрителями такой, какой ее никто не знал.

Казалось бы, доказать журналисту свое авторство легко: у него на руках все исходные материалы — и кассеты со съемками, и записи передачи с титрами, где указаны авторы. Логвинов и Ярошенко время от времени появляются в кадре. Более того, эти кадры еще в ноябре 1999 года видели сотни благовещенцев, программа в рамках проекта «С любимыми не расставайтесь!» о Нонне Мордюковой не раз повторялась. Когда страна прощалась с великой актрисой, полная версия интервью была показана на Альфа-канале. Благовещенск эти кадры видел неоднократно. Тогда почему же «неизвестное интервью» оказалось записано журналистами из Владивостока? Сергей Логвинов позвонил на Первый канал, чтобы восстановить справедливость. Путем долгих созвонов он выяснил, что фильм изготовила телекомпания «Останкино», которой руководит Алексей Пиманов, между прочим, ведущий программы «Человек и закон».

— Я был возмущен, — говорит Сергей Логвинов. — Я не против, чтобы на основе нашего интервью с актрисой был сделан фильм. Но, во-первых, возьмите у меня первоисточник хорошего качества. Во-вторых, укажите, что это сняли журналисты из Благовещенска Логвинов и Ярошенко. Это я предлагал каналу еще до выхода фильма «Ее никто такой не знал».

Единственное, чего удалось добиться амурскому журналисту — на сайте канала в анонсе про «неизвестное интервью» Владивосток заменили на Благовещенск. Авторы по-прежнему были безымянными.

«Ты не поверишь!»

В конце того незабываемого интервью актриса сказала, что хотела бы получить газету с публикацией и кассету с программой. Авторы свое обещание выполнили — отправили в Москву газету «Амурская правда», где было опубликовано интервью, и кассету с двумя передачами. Нонна Мордюкова, получив бандероль из Приамурья, сказала: «За эти материалы вам не просто пятерочка, а пятерочка с плюсом!» Эта кассета хранилась в семейном архиве и дождалась своего «звездного» часа.

— Когда я начал выяснять, откуда у телекомпании «Останкино» и Первого канала наши кадры, я был ошарашен их ответом, — признается Сергей Логвинов. — «Мы купили эту кассету у сестры Мордюковой за очень большие деньги», — вот что я услышал. Конечно, я понимал, что Наталья Викторовна — человек не самый обеспеченный, далеко не олигарх, что, наверное, она нуждалась в деньгах, но обида в сердце затаилась.

Но самое интересное выяснилось чуть позже. Спустя некоторое время к Логвинову обратились представители канала НТВ из программы «Ты не поверишь!» Они делали сюжет о Нонне Мордюковой и ее взаимоотношениях с Вячеславом Тихоновым. «НТВшники» через коллег — бывших амурчан узнали, что у Сергея Логвинова есть архивная запись интервью с актрисой и предложили ее купить. «Ради памяти о Мордюковой я не собираюсь вам продавать это интервью, я его дам бесплатно, но вы сделайте не как Первый канал», — попросил их Сергей.

— И они меня удивили — они сделали потрясающе, — говорит Логвинов. — В начале сюжета они сказали, что в коллекции Мордюковой есть уникальное интервью, сделанное благовещенскими журналистами, показали кадры, где мы с Нонной Викторовной стоим на ее кухне, она улыбается, мы разговариваем. Почему этого не мог сделать Первый канал?

«Семейный бриллиант» в архиве

Журналистке с НТВ Сергей Логвинов рассказал историю своих взаимоотношений с Первым каналом, упомянув и про «выкуп кассеты за большие деньги», и свою обиду. «Не может быть, — удивилась девушка. — Я сейчас общаюсь с Натальей Викторовной, и она вас помнит, хорошо отзывается и о вас, и о том интервью».

Видимо, этот разговор девушка с НТВ пересказала Наталье Викторовне.

— И вдруг на моем мобильном раздается звонок с домашнего телефона Мордюковой, и Наталья Викторовна взволнованно говорит, что не продавала кассету никому — у нее ни денег, ни договора, — продолжает Сергей Логвинов.

— Оказывается, ее обманули. Когда у нее дома снимали интервью о ее великой сестре, то попросили домашнее видео. Наталья Викторовна дала ту самую кассету. Авторы фильма вернули ее на следующий день, видимо, сняв для себя копию.

Наталья Викторовна рассказала, что эта кассета была их «семейным бриллиантом», что Нонна Викторовна очень любила это интервью и много раз его пересматривала. А когда зрение ее окончательно ослабло, любимая сестра актрисы переписала звук телепрограмм на диктофон и давала слушать аудиозапись. Сейчас сестра Нонны Мордюковой готова идти в суд вместе с Сергеем Логвиновым, чтобы выступить на его стороне.

С ответчиков — Первого канала и телекомпании «Останкино» истец намерен высудить 500 тысяч рублей морального ущерба. Четвертую часть денег журналист обещает передать Наталье Викторовне — за ее моральные издержки в связи с этой историей. К судебному процессу уже проявили интерес ряд центральных газет и информагентств.

Из переписки Сергея Логвинова с юристом Останкино

Юрист: Длительность использованных в программе Ваших материалов составляет 2 минуты 40 сек.

Логвинов: Простите, но как-то выглядит это все нелогично. Фильм позиционируют, что ее такой никто не знал, ссылаются на мое интервью. И в часовом фильме будет всего 2.40 того самого спорного интервью??? Когда один только анонс строится сплошь на моих кадрах и рассуждениях Нонны Викторовны и составляет 56 секунд хронометража. И сколько еще я буду читать на сайте о Владивостоке? Я из Благовещенска. И интервью это для Благовещенска.

Ю.: Сейчас разговаривал с Натальей (юрист, представляющий интересы Логвинова), она мне сказала, что Ваша сторона берет паузу до просмотра передачи в субботу. Я думаю, что это вполне разумное решение. Со своей стороны прошу Вас: - подтвердить эту нашу договоренность с Натальей;- не пугать отдельных сотрудников Первого канала до следующего понедельника)))

С. Л.: А что означает ваше предупреждение «не пугать отдельных сотрудников Первого канала до понедельника»? Я разве создаю впечатление разбойника и человека с угрозами? Я никого не пугал. Я просто отправил куда следует свои письма. И не более того.

Ю.: Фраза про «пугать» была шуткой. Извините, если она была неуместной в данном случае. На сайте сейчас все исправят.

С.Л.: Заходили по моим ссылкам на наш сайт? Я надеюсь, вы уже давно поняли и убедились, что я не самозванец, а достаточно серьезный и известный журналист в Благовещенске (к слову, не во Владивостоке)

Ю.: Я сразу понял, что Вы не самозванец, а серьезный и известный журналист.

С.Л.: Спасибо, что вы это поняли. Только вот отношение ко мне как к профессионалу со стороны Останкино вижу совершенно неадекватное. Вы весь пиар вокруг фильма про Мордюкову построили на моих кадрах, а признать, что при этом нарушили мои авторские права почему-то НЕ ХОТИТЕ. Жаль, придется за адекватностью идти в суд.

Ю.: Открою Вам один маленький секрет. Весь этот так называемый «пиар вокруг фильма» построен не нами, а Первым каналом. Мы им сдали фильм, а уж из чего и как делать анонс решают они.

С.Л.: Я увидел и насчитал СВОИХ фрагментов в фильме не на 2.40, а на 4 с небольшим минуты. В фильме девять фрагментов. Качество идиотское, что нарушает мои авторские права. Согласия на использование в фильме моего изображения и фрагментов интервью актрисы я никому не давал. Но, собственно, на этом нашу переписку заканчиваем. Мы готовим судебный иск против Первого канала (того, кто фильм пиарил в анонсах, и того, кто его показывал). Надеемся отстоять свои законные права в судебной инстанции.

Возрастная категория материалов: 18+