Дела экс-мэрские

Почему Александр Мигуля стал фигурантом второго уголовного дела

3,5 года понадобилось надзорным органам, чтобы возбудить уголовное дело в отношении бывшего мэра Благовещенска из-за «темной» истории с мостом через речку Чигиринку. Как уже писала АП, в отношении Александра Мигули на днях возбудили уголовное дело по п. «б» ч. 2 ст. 285.1 УК РФ («Нецелевое расходование бюджетных средств в особо крупном размере») — по версии следователей, в ноябре 2006 года градоначальник распорядился выделить из бюджета 46,6 миллиона рублей на приобретение в муниципальную собственность автомобильного моста через речку.

Это уже второе уголовное дело в отношении экс-градоначальника, а с учетом дел членов его команды — как минимум пятое. И, по всей видимости, не последнее.

История со злополучным мостом через Чигиринку началась в 2007 году. Когда его начинали планировать, строительная смета составляла около 15 миллионов рублей. Затем муниципальное предприятие «Городское управление капитального строительства», которым руководил сторонник Мигули Алексей Лабзин, без проведения торгов выбрало подрядчика строительства — ООО «Мост-Восток» и инвестора — ООО «Приоритет 21». Вторая фирма вложила свои средства и стала собственником построенного моста. Причем смета росла как на дрожжах — по словам инвестора, объект обошелся почти втрое дороже первоначальной суммы, в 39,4 миллиона рублей.

Затем скандальная история перешла в СМИ и в гордуму областного центра. Мэрия предложила депутатам выкупить объект уже за 46,6 миллиона, причем необходимости делать это не было — муниципалитет мог выделять деньги на содержание моста.

— Мы тогда выступали категорически против этого и в знак протеста даже сорвали кворум, покинув зал заседания, — вспоминает «дела давно минувших дней» руководитель фракции «Единой России» в думе Эдуард Хасаншин. — Почему ушли? Было понятно, что явно завышена сумма, не хотели становиться соучастниками — сегодня это имеет логическое завершение в виде возбуждения уголовного дела.

Путь бумаг на столы к следователям оказался долог и тернист. Журналисты писали о «неправильном» расходовании бюджетных денег, депутаты тоже писали — запросы в правоохранительные и надзорные органы, но дело упорно не хотело заводиться.

— На поверхности тема была, и нужно было сразу включить меры реагирования, но 3,5 года надзорные органы молчали, — недоумевает лидер думской фракции ЛДПР Сергей Абрамов. — Какой-то системный сбой у контролирующих органов, похоже, что они работают только когда есть отмашка сверху.

Следователи оправдываются — сразу брать быка за рога они не имели права. После сигнала из прокуратуры благовещенская контрольно-счетная палата завершила проверку лишь в апреле этого года, затем по этим документам прошла прокурорская проверка, и только после этого материалы передали следователям.

— Мы провели доследственную проверку, затем ряд оперативно-разыскных мероприятий, по результатам которых было принято решение о возбуждении дела,— говорит старший помощник руководителя следственного управления Следственного комитета РФ по Амурской области Алексей Лубинский. — Было опрошено множество свидетелей, к тому же параллельно мы работали по первому делу в отношении Мигули.

Напомним, что первое уголовное дело в отношении последнего мэра Благовещенска следователи возбудили в апреле этого года, хотя заявление об имевших место нарушениях закона в органы поступили более двух лет назад. «Новое» уголовное дело следователи объединили в одно производство со «старым» по ч. 2 ст. 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями, совершенное главой местного самоуправления») — экс-мэра обвиняют в продаже земельного участка в восемь раз ниже его рыночной стоимости. В кулуарах оба эпизода связывают с личностью экс-губернатора Приамурья Николая Колесова — на территории проданного участка находится так называемая «дача Колесова» — недостроенная резиденция бывшего главы области, а мост через Чигиринку и дорога через речку ведут к спиртзаводу, в доме около которого жил Николай Александрович. Впрочем, давние оппоненты экс-мэра утверждают, что это не более чем совпадение. И добавляют, что потерянные бюджетом суммы по этим делам – «копейки в сравнении с тем, что творилось на строительстве микрорайона Северный».

По данным следователей, 25 мая Александр Мигуля выехал за пределы России, после чего его объявили в международный розыск, а 12 июля 2011 года наложен арест на недвижимое имущество Мигули, причем речь не идет о совместном имуществе, а только о том, которое принадлежит лично экс-мэру.

— Конкретизировать не будем, но это недвижимое имущество находится как в Благовещенске, так и за пределами Амурской области, — отметили в СУ СКР.
Кстати, еще одно интересное совпадение — как раз в то время, когда решался вопрос о выкупе в муниципальную собственность злополучного моста, УВД объявило в розыск близкого к Мигуле чиновника, правда несостоявшегося. За экономическое преступление, связанное с причинением крупного ущерба, в розыск объявили кандидата в мэры Благовещенска на выборах 2004 года, в то время председателя совета директоров ОАО «ПМК-111» Сергея Раткевича. Официально его местонахождение до сих пор неизвестно, хотя многие уверены в том, что и Раткевич, и Мигуля скрылись от следствия на территории Китая.