«Дозвольте выступить!»

Премьерой «Цирк Шардам» театр кукол откроет сезон после ремонта

Это цирк? Нет, это кукольный цирк, где акробаты и фокусники, дрессировщики и гимнасты — всего лишь куклы в умных руках артистов. В минувшую субботу в Амурском областном театре кукол впервые после затяжного ремонта прошла сдача премьерного спектакля «Цирк Шардам». Журналисты АП оказались в числе первых зрителей.

Новый зрительный зал был полон — хотя сдача спектакля обычно проходит в присутствии узкого круга друзей театра, артистов и их детей, на этот раз народу собралось очень много. Всем хотелось посмотреть новый зал, услышать новый звук и наконец-то порадоваться, что театр кукол возвращается к зрителям. И рефрен «Дозвольте выступить!», с которым мечется главный герой, — словно крик души всех артистов театра кукол, наконец-то дождавшихся счастья работать на собственной сцене.

«Цирк Шардам» — пьеса Даниила Хармса о неудачнике Вертунове, который мечтает выступать на цирковой арене, но только всем мешает и все портит, понятна зрителям разного возраста. Малыши будут аплодировать цирковым номерам и смеяться над нелепыми ситуациями, в которые попадает Вертунов, который ничегошеньки не умеет. Подросткам в театре тоже есть о чем задуматься, и, возможно, кто-то узнает в главном герое себя.

— Это не для детей, это для подростков и взрослых, — определяет аудиторию режиссер из Санкт-Петербурга Алексей Смирнов. — Лет в 13 —15 наступает момент, когда ты себя начинаешь осознавать как «Я», как личность. И в этот момент очень сложно найти себя в этом мире и доказать себе, что «Я» есть. Вертунов — это такой большой подросток-переросток, который всем как бы говорит: «Я есть! Посмотрите на меня — я есть!», а от него отмахиваются: «Да нет, тебя нет! Ты никто, пустое место». И когда Вертунов в финале понимает, что, оказывается, его действительно нет и он ни в чем себя не нашел, он делает отчаянный шаг — для себя, не для кого-то.

Режиссер признается, что, когда театр предложил ему для постановки эту пьесу Хармса, он сам не представлял, что получится в результате. Браться за такой сложный для работы материал осмеливаются немногие театры. Эстетику абсурда, которой привержен Хармс, порой трудно актуализировать.

— Вместе с артистами мы думали, как вложить в этот абсурд хоть какую-то логику, — продолжает Алексей Смирнов. — И, я думаю, мы нашли логику, которая очень убедительна.

Новая сцена, новые возможности звука и света дают простор для режиссерской фантазии. Когда в цирке разбивается аквариум (догадайтесь, с чьей помощью), арена уходит под воду. Этот момент, а также последующие «подводные» события — один из самых волшебных моментов спектакля.

Представление в «Цирке Шардам» движется под замечательную музыку, написанную для Цирка дю Солей, что добавляет спектаклю очарования и стиля. Музыка создает волшебную цирковую атмосферу, а куклы, выполненные художницей Екатериной Петуховой в стиле начала прошлого века, возвращают нас в цирк того времени, когда и писал Даниил Хармс. В цирк, где поднимали гири силачи с подкрученными усами, а балерины были не эфемерными созданиями, а крутобедрыми красотками. Кстати, образ цирковой балерины художница подсмотрела именно на плакате начала 20-го века.

Но время здесь не важно, ведь история становления подростка и его поисков собственной значимости в этом мире — вечна.

Мнение

Алексей Смирнов

Режиссер, номинант театрального фестиваля «Золотая маска»:

— Я очень волновался за результат, ведь все репетиции шли в театре, находящемся в процессе ремонта. Работать было сложно еще и потому, что труппа новая, незнакомая. Но у артистов огромное желание двигаться вперед, поэтому что-то удалось. У меня есть желание еще поработать с этими артистами.