Родились в рубашке

Китайские рекламщики выбирают в модели русских детей

Прогуливаясь с малышом где-нибудь на юге Китая, у родителей есть шанс наткнуться на хорошо одетых молодых людей, пытающихся вручить им свою визитную карточку. Нет, это непривычные для нас продавцы штор, и они не пытаются навязать свою услугу. Они хотят, чтобы оказали ее вы. Это агенты всевозможных фотостудий и рекламных контор, нуждающихся в детских европейских личиках.

 

 

 

 


 Ok, change!

Такси до студии фотографии и графического дизайна Jin Tai долго петляет по шумным улицам Гуанчжоу, почти нагнетая атмосферу гонконгских боевиков с участием Брюса Ли. В какой-то очередной подворотне машина наконец останавливается, готовая выплюнуть своих пассажиров в затаенный мир рекламы и модных показов. Уже внутри успокаиваюсь — современный офис с улыбчивыми секретаршами, стеклянными стенами и множеством фотографий повсюду. Длинный коридор выводит на фотостудию, где уже идет съемочный процесс. Двухлетняя Софья вовсю позирует фотографу, а перед ней кружат мама Катерина и их агент китаянка Вивьен, помогающие держать позитивный настрой и нужную траекторию внимания маленькой девочки.

Семья Софьи приехала из Чебоксар и всего полгода живет в Гуанчжоу. «К нам подходили люди на улице, английский я плохо знаю и поэтому не понимала, чего они хотят. Вивьен была третьей и нас зацепила, я показала ее визитку мужу, он позвонил, и выяснилось, что они хотят фотографировать дочь, — Катерина причесывает белокурые локоны Софьи, пока две китаянки переодевают ее. — Муж говорит, хочешь из нее звезду сделать? Ну, я звездой не стала, так хоть дочку сделаю».

Сегодня снимают коллекцию детской одежды осень — зима. На фотосъемку приглашен еще и мальчик, и если Софья в подобном мероприятии новичок, то для Артема это не первая съемка. Ему всего полтора года, но, кажется, его не смущают ни постоянные вспышки света, ни бесконечные переодевания. Режиссер съемочного процесса не устает выкрикивать команду «Ok, change!», означающую новую смену одежды.

Дети шпионов

Ассистенты трудятся у нагруженных платьицами и штанишками двухъярусных вешал, подбирая гармоничные на их азиатский взгляд комбинации. Мое появление с фотокамерой вызывает всплеск негодования — заказчик запрещает снимать эту одежду, пока она не поступит в продажу. Фотографировать, как фотографируют здесь, в общем-то, тоже запрещено — стыдливо прячу камеру.

Делая тайну из съемочного процесса, китайские специалисты слегка лукавят. Не скажу, что та одежка, которую сегодня снимали, скопирована с другого бренда, хотя это далеко не редкость. Но вот позы моделей и антураж позаимствованы в самых лучших китайских традициях — из совсем другого каталога. Он лежит тут же, недалеко от монитора, на котором отображается каждый, только что сделанный снимок, моментально передаваемый из камеры неулыбчивого фотографа. Позже замечаю, как ассистент переснимает журнальные страницы на свой «Айфон»: такой вот нехитрый промышленный шпионаж. В Китае, где копируют не только известные марки одежды, но и марки, которые сами копируют, вопрос нераспространения образцов будущих коллекций стоит очень остро.

«Еще и денег заплатят?»

На третий час съемки родители вспомнили уже все детские стишки и песенки. Малыши не замечают парящие в воздухе мыльные пузыри или, по крайней мере, не реагируют столь радостно, как в начале. Конфеты, появившиеся в психологически верный момент (ближе к середине съемки), уже съедены, причем не столько детьми, сколько взрослыми. На площадке работает целая команда из десяти человек, не считая детей с родителями.

По студии передается листок-меню из «Макдоналдсa», присутствующие тыкают в интересующие их картинки меню. На обед доставят ровно то, что пожелаешь, скромничать не стоит, все включено.

Запивая гамбургер газировкой, интересуюсь у Кати об обещанном им гонораре. «А они еще и денег заплатят?» — она и в самом деле удивлена. Катя просто надеялась получить качественные снимки своего ребенка в семейный альбом, и ей было бы этого достаточно. Еще один просчет новичка — чаще всего родители никогда не встречают изображений своего ребенка где-нибудь «в миру», агенты прислать на электронную почту фотографии обещают, но не всегда исполняют.

Обычно за съемочный день ребенка, а это примерно 4 часа, платят 1000 юаней. За выход на подиум столько же, хотя это всего один проход. Так как репетиция идет утром, а показ гораздо позже, по времени выходит дольше, но для ребенка такая работа проще и лучше, считает Нина Седакова, мама двух юных моделей, мальчишек пяти и полутора лет. «Старший может сниматься больше четырех часов, а младший — менее часа, но заплатят им одинаково», — вспоминает она опыт поездок на съемки из соседнего Шэньчжэня в столицу провинции — Гуанчжоу. Есть мнение, что агент с каждого ребенка получает от заказчика тысячу долларов, а сам выплачивает ребенку тоже тысячу, но уже в юанях. Был случай, когда особо предприимчивый агент, встретив потенциальную модель в общественном бассейне, предлагал оплатить ее работу одеждой, которую и нужно было отснять.

Я в модели бы пошел, пусть меня научат

Заказчики готовы платить немалые деньги на оплату труда моделей с европейскими лицами. Участие в китайской рекламной компании людей неазиатской внешности — это по-прежнему престижно. Несмотря на активно внедряемую правительством идею самобытности в разных сферах жизни, что касается области потребления, китайцы все еще поклоняются Западу. Поэтому у таких, как Вивьен, работы не убавится.

Схема поиска новых лиц проста: прогуливаясь по многолюдным местам крупных городов, где много иностранцев, агент находит ребенка с приглянувшейся внешностью и предлагает его родителю сфотографировать дочь или сына для модельного портфолио. Здесь же делает снимок и вручает визитку, ну а потом звонок с приглашением на съемку не заставит себя ждать. Войдя во вкус, можно и повыбирать более интересные варианты и заказчиков. Иногда посылкой на дом доставляют одежду, для того чтобы можно было примерить ее, сделать домашние снимки и полностью развеять сомнения нерешительного работодателя.

Обычно съемки проходят в том городе, где находится производство. Но бывали и такие случаи, когда под определенного ребенка привозили одежду в город, где он живет. Еще один приятный вариант — совместный выезд для проведения съемки, например, на берег моря в Санья.

Само собой, некоторые дети пользуются большей популярностью, чем другие. Однажды семилетняя Лиза Куликова, очаровательная кудряшка с глазами-блюдцами, за один только месяц съемок заработала сумму, большую, чем средняя заработная плата обоих ее родителей-китаистов. Сама Лиза получает обновку после каждой своей съемки, а остальную сумму родители откладывают на накопительную карточку — на образовательные нужды. Немногим более взрослый Ваня, когда захотел иметь ноутбук, не стал клянчить дорогую покупку у родителей, а твердо заявил: «Я буду работать!»

В рекламе нуждается отнюдь не только детская одежда, но и обувь, игрушки. На съемочной площадке могут одновременно встретиться мальчишки из Испании и Америки и финская девочка. Конечно, не так легко перенести десятки переодеваний за раз, но для детей это не рутинная ежедневная работа, они воспринимают процесс как большое веселое путешествие.

Светлана Никонова

Директор модельного агентства «Жираф»:

— По моему опыту, бизнесом это сложно назвать и нелегким детским трудом — тоже с натяжкой. Не те объемы, не те перспективы.  Я считаю, что любые возможности нужно использовать, если это не идет во вред ребенку. В данном случае приобретенный опыт, хорошее портфолио, первые заработанные деньги, дисциплина — все это как первые жизненные уроки — очень даже неплохо.