Работа идет ударными темпами на рудниках, но не в московских кабинетах.Работа идет ударными темпами на рудниках, но не в московских кабинетах.

Руководители предприятий жаловались на чиновничью волокиту с оформлением лицензий, цитировали Путина и открыто просили содействия у губернатора Олега Кожемяко. За непростой дискуссией наблюдал журналист АП.

Амурские золотодобытчики не собирались вместе два года. Как пояснил министр природных ресурсов области Юрий Привалов, проблемных вопросов, сдерживающих развитие отрасли, стало гораздо меньше — это не может не радовать.

— Итоги работы отрасли за год, конечно же, впечатляют, — подчеркнул Юрий Привалов. — Я признателен вам за достигнутый очередной абсолютный рекорд добычи драгметалла за всю историю золотого промысла в Приамурье! И какой рекорд: в области добыто 28,5 тонны золота, что почти в полтора раза превышает добычу 2010 года.

В лидерах отрасли по-прежнему управляющая компания «Петропавловск» — ее предприятия произвели 19 тонн 707 кг, то есть почти 70% всей добычи. Уверенное лидерство среди россыпников держит прииск «Соловьевский», который добыл 2 тонны 108 килограммов россыпного золота, что на 280 кг больше предыдущего результата. Свои планы выполнил и прииск Хэргу: в его копилке 508 кг металла. Всего из россыпей было получено 6 тонн 560 кг металла, что на 412 кг больше, чем в 2010 году. 

— И в этой связи для нас совершенно не понятна крайне неадекватная позиция ряда банков, — резко заявил министр. — Прекрасно понимая, что в условиях кризиса золотодобыча является чуть ли не единственно гарантированно прибыльной, они умудряются увеличивать свои и без того огромные риски на поприще потребкредитования и при этом с большим сомнением и сквозь большую лупу разглядывают потенциально залоговую движимость и недвижимость старателей. А в итоге либо неподъемно завышают ставки по кредиту, либо ставят неприемлемые условия по договору, либо попросту отказывают в кредите.

Глава министерства указал на проблемные моменты самим золотодобытчикам. В частности, на нежелание отрабатывать так называемые «неактивные» месторождения, которые есть в госрезерве. По его мнению, костяк золотодобытчиков пополнением сырьевой базы практически не интересуется.

Заместитель генерального директора УК «Петропавловск» Андрей Лущей с такой оценкой не согласился.

— Не так уж хороши дела с госреестром, — заявил он. — К сожалению, он у нас существует только на бумаге. Переоценка запасов по промышленным категориям не производилась в области уже много лет, поэтому говорить о качестве запасов я бы остерегся. Последние лицензии, полученные нами, показали, что качество месторождений не такое и хорошее. Как правило, запасы не подтверждаются либо требуют детальной переразведки. Амурнедра неоднократно выходили в Министерство природных ресурсов России с предложением о проведении такой ревизии, но оно не утверждает эти работы. Очевидно, что к решению вопроса необходимо подключиться правительству области.

Рассказывая о процедуре переоформления лицензий и участия в аукционах, Лущей привел показательные примеры.

— Переоформляем лицензию с ООО «Амур-металл» на наше «Коболдо» — получаем отказ от МПР России. Основания: «Амур-металл» не передал «Коболдо» технические средства и квалифицированных специалистов. Это претензия к предприятию, добывающему более тонны золота! Подаем заявку на участие в аукционе по месторождению ручья Буколь от Маломырского рудника и Коболдо — обе заявки признаны не соответствующими условиям. Причины: отсутствие техники для проектных работ. Это компьютер, линейки, ручки и так далее. Кроме того, в следующих заявках нам надо представлять еще ряд документов, в том числе водительские права водителей, которых планируется привлечь к работам, — подчеркнул замгенерального директора УК «Петропавловск».

— Кто выдвигает такие требования? — уточнил Олег Кожемяко.

— Роснедра! — пояснил Лущей.

Губернатор решил детально обсудить эту проблему на отдельном совещании (оно прошло уже вчерашним вечером. — Прим. АП) и поднять ее на федеральном уровне.

О бюрократии и чиновничьем беспределе говорил в своем эмоциональном выступлении и директор ЗДП «Коболдо» Михаил Королев. По его словам, Роснедра отменяют аукционы просто по анекдотичным поводам, а предприятие в итоге теряет месторождения. Королев предложил амурскому правительству выйти с инициативой свести до минимума пакет документов, необходимый для участия в аукционах, иначе многие предприятия останутся без работы. Выступление золотодобытчик заканчивал под бурные аплодисменты зала.

Остальные выступающие были с коллегами солидарны: золотодобывающая отрасль имеет все возможности для стабильного развития при одном условии — если ей не мешать. «У нас уходит очень много времени на оформление разрешительной документации, — отметил гендиректор прииска «Соловьевский» Федор Сидоров, депутат Заксобрания. — Эту проблему недавно озвучил Владимир Путин и уже поставил задачу сократить количество и сроки согласований до минимума. Будем надеяться, что его слова были услышаны».

В финале непростого разговора губернатор вновь поблагодарил всех за серьезный вклад в развитие экономики области и вручил благодарственные письма руководителям ряда золотодобывающих предприятий.

Цифра

15 процентов составил общий вклад Амурской области в золотую копилку России за прошлый год.