«Вырубили свет, а там идет опорос, вот честно сказать — я плакала! Поросятки мерзнут, в кучи собираются и визжат! — голос Галины Филиповой, бригадира цеха репродукции свинокомплекса «Поляного» задрожал. — Жалко животных! Чушки худеют, кормим размолом, и не каждый день, орут особенно в цехе откорма. Я так долго не выдержу…».
Галина Павловна, 30 лет отдавшая своему хозяйству, без слез говорить не может. «Амурбекон», что в селе Крестовоздвиженка Константиновского района, погибает. На саму ферму корреспондентов АП не пустили — это режимный объект, посещение посторонними лицами запрещено по предписанию ветслужбы. Но свиноводы вышли за территорию свинокомплекса — рассказать о существовании несчастных животных, задержках зарплаты. Вчера вечером стало известно, что «Поляное» все-таки распродадут по частям, и у «Амурбекона» появится новый собственник и выведет его из кризиса.
Хозяйство создавалось как межколхозное в 70-х годах, были за долгую историю нелегкие времена. Галина Филипова пришла работать еще при социализме — в 1982 году. После перестройки менялись как перчатки хозяева, но свинокомплекс все пережил. В 2004 году его выкупило в то время тыловое предприятие Минобороны «Поляное», и комплекс стал одним из крупнейших на Дальнем Востоке, успешно поставлял мясо в армию.
Серьезные проблемы у фермы появились в прошлом году. На этой неделе ситуация усугубилась отключением света и уведомлениями о сокращении всего коллектива.Сараи маточника обесточили в понедельник из-за долгов. На следующий день от благ цивилизации отключили еще и литеры откорма. Предприятие не платит за электроэнергию с ноября, задолженность уже превышает 13 миллионов рублей.На «Амурбеконе» электроотопление, поэтому животные оказались не только в темноте, но и без подогрева. В ту ночь, когда цех репродукции остался без света и тепла, Галина Павловна уснуть не могла.
— Ночью сторож принимает опорос, а я ему звоню — как там, как? — вспоминает бригадир маточника. — Ведь свиноматки опоросились, у нас есть корзинка, мы поросяток обработали, туда положили. Подсохнут, потом к свиноматке. А тут, представьте, темнота, холод. Я, когда утром пришла — нет поросят: все, кто побольше, на свиноматках лежали, грелись от них.
— Повезло, что они массово не поросились, — добавляет главный ветврач.
Поросята до 12 месяцев должны содержаться при плюс 18 градусах, когда опорос — до +25. По словам свиноводов, гибель животных уже случалась: «недавно полностью гнездо погибло — матка с 12 поросятами, замерзали, передавили друг друга».
— Еще бы сутки без света, и вывозили бы поросят телегами на скотомогильник, — признался управляющий СП «Амурбекон» Сергей Харченко. — А те, что застыли, тоже бы нормально не развились.
С энергетиками он договорился о том, что ограничения электроснабжения будут с 9 до 16 часов. Теперь за вечер и ночь сараи обогреваются, но затем снова остывают. Мы были на ферме в обеденное время, и, как утверждали рабочие, в литерах все равно холодно. Хрюшки сбиваются кучками и жалобно визжат. Сердце болит за животных у всех.
— И сейчас опорос, а света нет! Темнота, ничего не видно, поросяткам холодно, — к разговору подключилась Татьяна Финагеева, оператор маточника, где принимают «роды» и держат малышей до двух месяцев. — Поросятам нужны красные лампочки, они же слабые будут, болеть могут, падеж начнется. Ждем тепла, но и летом без ламп нельзя.
Хрюшки на диете
А еще животные голодают. Недокармливают их уже несколько месяцев. Например, в цехе откорма — это последний перед забоем этап — свинья должна получать по 2,7—3—4 кг в день. «А мы им по килограмму даем, а то бывает и меньше, — признался свиновод Иван Павлик. — Заходишь в сарай — они орут, хочется дать, но нечего. А вот уже двое суток нет корма в нашем цехе».
Амурагроцентру предприятие задолжало за корма 8 миллионов рублей, аграрии отказались продавать провиант для хрюшек до полного погашения долга. Вместо полноценного рациона закупают размол, которым свиньи не наедаются.
— Поголовье получает треть нормы, но и это животные не съедают, потому что корм некачественный, — рассказал управляющий. — Вообще должно быть пять видов кормов. Сейчас только один. Для всех.
Свиноматкам рацион стараются выдерживать по количеству, но кормят тем же размолом. Свинки перерывают его… и остаются голодными. Из-за «диеты» поголовье ослаблено.
— Когда животное недоедает — хромать начинает, падать. Мы, осматривая на бойне туши, видим, что хрящи расходятся, кости ломаются — остеомаляция идет, — комментирует главный ветврач «Амурбекона» Елена Иванова. — Есть желудочно-кишечные заболевания, все это связано с качеством корма. Но все плановые прививки делаем, не можем допустить вспышки инфекционных заболеваний.
Суповой набор
С конца февраля производители начали отказываться от мяса, хотя раньше брали по 8—10 тонн в неделю. «Их не устраивает мясокостное соотношение, даже сало не наросло — 35 килограммов туша, это почти суповой набор, — вздыхает управляющий. — Сейчас свет выключают днем, поэтому забоя вообще нет, оборудование не работает, и не будем реализовать на рынок мясо — туда нужно парное. Месяца два назад надо было приостановить продажу поросят, чтобы произвести реабилитацию стада». Нужно время, чтобы животные отъелись, набрали веса.
Работники свинокомплекса кивают, соглашаясь — не успеют поросенка откормить, его на продажу. Коллектив уверен: идет целенаправленное уничтожение хозяйства, уже второй год. Потому не платят за электроэнергию, корма. Хотя какие-то деньги предприятие дает. И ведь, правда, поросят активно распродают. По словам управляющего, за этот год уже реализовано 1,5 тысячи голов. «Как-то за три дня продали группу — это 300 голов, мы грубо посчитали — это же 800 тысяч. Куда ушли деньги? Почему нам не выдать зарплату, корма не купить нормального?»— недоумевают сотрудники. Но, как говорит управляющий, деньгами распоряжается головной офис.
Сам Сергей Харченко здесь работает с ноября. И, как признался, он уже и сам не рад, что возглавил предприятие. Мол, приглашали возрождать хозяйство, а приходится подводить к гибели.
Слава богу, свиноматок на «Амурбеконе» пока удается сохранить. Каждая имеет номер, а породистые еще и клички — Соя, Реклама, Ронала… Поступили свиньи с родословной, так и нарекают потомство в честь родителей, новых не придумывают. На свиноферме животные двух пород — крупнобелая и дюрок. Но сейчас и товарная свинка, и породистая свиноматка в одинаковых условиях — днем без света, на таком же корме.
— Основное стадо пока остается — 500 голов племенного чистопородного поголовья, это самое большое количество, которое мы смогли развести, — объясняет зоотехник по племделу Валентина Руденко. — Племядро у нас с 2005 года с Краснодарского края. А сейчас неизвестно, куда пойдет поголовье это — под нож или на продажу.
Хлеб выдают в долг
Пока мы разговариваем, к хозяйству подъезжает машина — и свиноводы выстраиваются в очередь. По указанию главы села Марии Филиповой им в долг выдают хлеб, булки, пирожки, пиццы, которые выпускает пекарня, принадлежащая муниципальному предприятию «Забота».
Задолженность, кстати, уже 98 тысяч рублей. «Мария Франковна — молодец, она жалеет нас, бьется за ферму», — ценит заботу коллектив. Зарплату свиноводы с лета прошлого года получают с постоянными задержками. А у людей кредиты, дети, многие работают семьями на предприятии. В четверг, день нашего приезда, сотрудникам выдали получку за январь. «Я получила копейки — 900 рублей, — говорит оператор Оксана Горбунова. — Ажиотаж пошел, что зарплаты не будет, брали в счет получки поросят, мясо. В магазинах нам дают в долг продукты. В итоге получать нечего».
Из-за задержек по зарплате коллектив регулярно бастует.
— Но свинокомплекс не завод, который можно остановить и бастовать 2—3 дня. Жалко животных. Вот в среду девчата посидели побастовали пару часов и пошли работать — кормить и опорос принимать, — объясняет Галина Филипова.
В эту же среду всем 127 сотрудникам вручили уведомления о сокращении — через три месяца их увольняют, еще два месяца будут платить зарплату. Правда, почему-то отсчет начался не с момента уведомления, а с 27 февраля, которым датирован документ. Раз сокращают, значит, предприятие собрались ликвидировать, рассуждают свиноводы.
«Свинокомплекс — градообразующее предприятие для Крестовоздвиженки, — говорит глава села Мария Филипова, — там много работает молодых. Никак нельзя допустить уничтожения хозяйства!»
«Поляное» распродадут по частям
«Поляное» все-таки собираются раздробить и распродать по отдельности. Как удалось узнать АП, молочную ферму в Семизерке Ивановского района выразил намерение купить Благовещенский молочный комбинат. Свинокомплекс также продадут, по некоторым сведениям, есть два покупателя. Цена предприятий пока не озвучивается. На момент сдачи номера в печать еще продолжалось совещание, где обсуждалась судьба «Амурбекона».
Вчера из Москвы приехали представители ОАО «Агропром», которому принадлежит «Поляное» . Вместе с губернатором они обсуждали будущее предприятия. По информации АП, представители «Агропрома», «Поляного» и Олег Кожемяко побывали на молочной ферме в Семиозерке и на свинокомплексе в Крестовоздвиженке. Глава области ранее пообещал свиноводам найти способы сохранения хозяйства.
Крупнейшее сельхозпредприятие «Поляное» в финансовом кризисе. По неофициальным источникам, его долги — не менее 800 миллионов рублей, 600 из которых — учредителям. Предприятие хотели продать единым комплексом. Однако покупателей не нашли. Судьба «Поляного» зависит от «Агропрома». Говорят, если не включать долги (а их более 22 миллионов), то свинокомплекс можно продать за 50—60 млн. рублей. «Амурбекон» экономически невыгодно держать в данный момент, — прокомментировал накануне АП гендиректор ОАО «Поляное» Артем Косицын. — Предприятие имеет сейчас только два производства — молока и свинины.
Молочная ферма еще как-то сможет продержаться, а свиноводство убыточно. Ориентировочно минус 5 миллионов рублей в месяц. Лично я не вижу смысла держать такое дорогостоящее хозяйство. Затраты можно направить на молочную ферму». Артем Николаевич подтвердил нам, что сотрудники головного офиса также получили уведомления о сокращении.
Законсервирован овощеконсервный завод в Березовке, работники с прошлого года там не числятся, не считая нескольких человек, которые задействованы на обслуживании фермы в Семиозерке. Структурное подразделение в Рощине Хабаровского края ликвидировано в марте прошлого года.
Цифры
307 человек — численность сотрудников «Поляного»
1,4 миллиона рублей составляет задолженность «Амурбекона» по зарплате за февраль