Бройлерный переполох

АП выясняла, почему в магазинах не хватает «куриной» продукции

«Вкололи, значит, курам вечером новую вакцину. А утром приходят — они все ногами вверх валяются. Во как!» — именно так звучит одна из самых распространенных версий на тему «почему в магазинах осталось так мало продукции «Амурского бройлера». Двухнедельный дефицит замороженных тушек и «охлажденки» подстегивает фантазию, и вот уже в некоторых СМИ появляются истории о карантине на предприятии и гнилом корме, которым пичкают бедных рябушек.

И кто бы мог подумать, что настоящая причина падения производства на 30—40% — неудобные дорожки к новым гнездам несушек.

Неродное гнездо

Эти птичники выглядят как мечта любого фермера: новое современное оборудование позволяет максимально сократить работу человека — только автоматика.

— Видите новые гнезда? Пол в них под наклоном. Снесенное яйцо скатывается на дорожку, которая выносит все яйца в специальный ящик. Здесь их собирают в кассеты и относят в шкаф для дезинфекции, — главный зоотехник птицефабрики «Амурский бройлер» Иван Перфильев показывает на большой стеклянный холодильник с надписью: «Осторожно! Газ». — После этого яйца отправляют в инкубатор. И через 65 дней мы получаем готового к забою бройлера.

Для сравнения нас отводят в птичник со старым оборудованием: здесь гнезда больше похожи на домики с маленькими козырьками. Тут яйца собирают ручным способом: работницы по нескольку раз в день обходят цех с ведрами. После этого яйца перекладываются в кассеты, а оттуда — в те же шкафы.

Казалось бы, новое оборудование должно было облегчить работу сотрудникам птицефабрики. Однако современные автоматические гнезда не только принесли убытки организации, но и умудрились стать первопричиной множества неприятных слухов об «Амурском бройлере».

— Вкратце работа фабрики происходит следующим образом: мы закупаем племенные яйца кур и петухов французской породы хаббор на фабрике «Лебяжье» под Санкт-Петербургом. Из них выращиваем цыплят. Через 22 недели они уже способны нестись, — рассказывает Иван Перфильев. — Следующие 10—11 месяцев куры живут в специальных птичниках с гнездами и несут яйца, из которых потом появятся бройлеры. Затем состарившихся несушек забивают, помещение дезинфицируют, и запускают туда новую партию «родителей» (для этого «Амурский бройлер» закупает «Лебяжьи» яйца четыре раза в год).

В январе этого года после стандартной дезинфекции в нескольких птичниках установили автоматические гнезда. И запустили туда кур. С первого дня потеря яиц в таких птичниках выросла почти в десять раз.

Выяснилось, что несушкам не по нраву дорожка, которая ведет к гнезду, — она слишком широкая и пологая. Кроме того, на ней имеются маленькие выпуклости, которые призваны имитировать травяной покров.

Однако курам, видимо, было неприятно наступать на шипы, и они предпочли нестись на полу.

Яйца вместо бройлеров

— Если яйцо взято не из гнезда, оно не может быть инкубационным: возможно, на скорлупе уже осела какая-нибудь инфекция, — говорит генеральный директор «Амурского бройлера» Олег Турков. — А это значит, что цыпленок может родиться больным. Такой бройлер не должен попасть к покупателям.

«Напольные» яйца сразу отправляются в магазины. А в инкубатор уходят только те, что взяты из гнезд. Но поскольку количество пригодных для выращивания яиц упало почти вдвое, то и количество бройлеров уменьшилось на столько же.

Последствия январского сокращения яиц амурчане впервые испытали две недели назад. Именно к этому времени должны были подрасти бройлеры из яиц, заложенных в январе. Компании пришлось сократить поставки целых тушек и частей цыплят на 30—40 процентов.

— Объем продукции восстановится только к концу июня: пока мы собираем по 22 тысячи яиц в день вместо обычных 50 тысяч. И в данный момент вынуждены просто копить яйца, пока их не станет достаточно для того, чтобы заложить полный инкубатор, — объясняет Олег Турков. — Это произойдет к концу апреля. Таким образом, в середине лета продукция «Амурского бройлера» снова будет продаваться в достаточном количестве.

Куриная модернизация

Однако способ «копилки» не сможет полностью решить проблему нехватки куриного мяса. Чтобы вернуться к прежним объемам производства, птицефабрике необходимо будет сократить потерю яиц с 50% в новых птичниках до стандартных 5 процентов. Именно этим работники фермы и занимаются последние несколько месяцев.

— Во-первых, мы убрали неудобные дорожки и вместо них прибили привычные для кур тонкие рейки перед гнездами. Сейчас дорабатываем и сами гнезда, — комментирует Олег Турков. — Конечно, нынешняя партия кур будет продолжать терять яйцо — их уже не переучишь. Зато следующая партия рябушек, которая придет уже в конце этого месяца, попадет в усовершенствованные птичники. И тогда потери яйца должны сократиться до привычных размеров.

«В котловане никого не закапывали»

На руку слухам о падеже кур в «Амурском бройлере» сыграла анонимная жалоба в амурское отделение Роспотребнадзора, которая пришла на электронную почту учреждения в конце марта.

— Автор послания, который не подписался и даже не указал дату своего заявления, рассказал о том, что на птицефабрике в конце января был падеж птицы, которую закапывали в близлежащем котловане, — рассказала АП замруководителя управления Роспотребнадзора по Амурской области Надежда Жукова.

Специалисты отправили послание в управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю и Амурской области. И пятого апреля получили ответ: жалоба не подтвердилась.

— Небольшой падеж птицы на нашем производстве — явление нормальное, — комментирует генеральный директор «Амурского бройлера» Олег Турков. — У предприятия, которое имеет около миллиона несушек, ежедневные потери составляют примерно две-три тысячи туш в день. За эти пределы мы не выходили. Что же касается утилизации отходов — для этих целей у нас имеются специальные печи. Туда же отправляется перо и другие отходы производства. Нам просто незачем закапывать кого-то в котловане.

Инфекций не обнаружено

— Вакцинация на «Амурском бройлере» проходит в плановом режиме, и никаких негативных явлений мы не отслеживаем, — комментирует Роза Кузьменко, главный госветинспектор Амурской области. — В марте на птицефабрике проходила очередная плановая проверка, образцы продукции отправляли на исследования. Никаких инфекций не выявлено. Помимо этого, на территории «Амурского бройлера» работают два специалиста нашего управления, которые ежедневно контролируют качество поставляемой продукции. Более того, образцы продукции ежемесячно отправляются в областную лабораторию Роспотребнадзора. Никаких претензий к продукции специалисты не имеют.

Цифра

16,5 тысячи тонн туш птиц поставил «Амурский бройлер» своим покупателям в 2011 году. Это более 90% от всей производимой «куриной» продукции в области

Возрастная категория материалов: 18+