После пожара

Корреспонденты АП провели в Тыгде день после трагедии

Сильный тыгдинский ветер пронизывает насквозь, выдувая из тела все тепло, гонит пыль по утоптанным тропинкам, ранее называющимся улицами. Тропинка Школьная, Станционная и Аэропорт усыпаны пеплом, который ворошит все тот же ветер. Тот самый ветер, который в прошлую пятницу вместе с огнем оставил без жилья 346 жителей поселка.

Рассказывая про пожар, все они как один повторяют: «огонь с лесопилки пошел» и указывают рукой на еле виднеющиеся вдали подъемные краны. Там, по словам селян, несколько лет лежали и тлели опилки. И в какой-то момент ветер открыл этот ящик Пандоры.

— Все началось еще утром, когда загорелись первые здания лесхоза. Но тогда наши машины еще справлялись, — рассказали корреспонденту АП учителя поселковой школы. — А в четыре часа дня поднялся ветер, и огонь резко перекинулся на ближайшие дома.

И тут уже местные машины не справились. За следующие семь часов верховой пожар, подстегиваемый ветром, уничтожил больше сотни строений. Дома вспыхивали как спички, люди в панике бежали, схватив первое, что попалось под руку. Кто-то нес узелки с одеждой, кто-то гнал коров и коз, кто-то тащил под мышкой любимую кошку. В числе первых пострадавших Николай Щеглов — начальник караула местной пожарной части.

— Я был на дежурстве. Ездил в Апрельский. На пожар, — отрывисто рассказывает он. — Позвонили. Горит Тыгда. Я приехал. А уже…

А уже было поздно. Догорали оба дома: старенький, десятки лет верно служивший их семье, и новый, почти возведенный — только крышу достраивай да живи. Деньги на него копили с начала прошлого года, а строить начали осенью своими руками. Вечером в пятницу весь труд сгорел за 20 минут. Сейчас, стоя на остатках бывшего жилья, жена Татьяна поминутно оглядывалась, высматривая слезящимися глазами собаку, потерявшуюся во время неразберихи.

— Мне показалось, это наша Чапа, — тяжело вздохнула она, когда вдалеке среди обгоревших развалин мелькнула очередная собачья спина. — Где же наша Чапа?

Однако большая часть населения задавалась куда более прагматичными вопросами: где взять деньги? Ответ — сдать металл. Местный житель Николай собирал его с тяжелым сердцем, еще накануне этот самый «металл» был четырьмя микроавтобусами и сварочным аппаратом, на которые он зарабатывал большую часть жизни.

— Теперь лучше хоть что-то забрать, чем ничего, — глухо произнес он, переминаясь с ноги на ногу на обломках своего дома. — Все равно мародеры растащат. Дочь говорит, уже ходят медь ищут.

Пять тысяч и ничего

Удивительно, но для некоторых пожар стал неожиданностью.

— У меня внук болел, мы с ним ночь не спали, поэтому днем прилегли,— рассказывает жительница поселка Наталья Миронова. — В четыре часа дня сын с работы позвонил узнать состояние ребенка. Мы проснулись. Я говорю внуку «сейчас покормлю тебя», сама на кухню — пельмешек отварить. Выхожу на улицу, а улицы уже нет! Нефтяная и Аэропорт догорают, повсюду клубы дыма.

Сначала женщина кинулась помогать соседям, у которых загорелось сено. Пока пытались спасти его, за спиной вспыхнул дом. Пенсионерка кинулась к нему, вывела внука на улицу и пыталась вытащить вещи из охваченного пламенем жилья. А огонь наступал, пламя билось уже со всех сторон, раскаленный воздух обжигал щеки.

— Нас с ребенком сосед подхватил и увез, он машину свою выгнал из гаража. Ничего спасти не успели, только документы взяли с собой, — говорит она.

Сама Наталья Григорьевна в потемневшем от копоти и гари розовом халате, поверх которого накинута куртка. Теперь ее единственный источник дохода — это пенсия в 5700 рублей.

Вид на бывшее жительство

Одним из последних под совместный удар двух стихий попал дом номер 12, стоящий в бывшем переулке Театральном. Картина та же, что и везде, — верховой пожар пошел по крышам, ветер, искры, безуспешная попытка отбить свое жилье. Теперь бывший хозяин, здоровый мужик, вынужден жить у мамки и собирать железо на том самом месте, где когда-то был его дом.

— С утра сходил к китайцам, покупал шмотки, ведь все сгорело. Я и сам весь обгорел, — показывает покрытые ожогами руки Владимир Афанасьев.

Первую ночь после трагедии ночевали кто где придется. Однако уже в два часа ночи работников РЖД начали поднимать по тревоге. К утру пригнали пять вагонов. Ближе к вечеру к ним добавился шестой — вагон-ресторан, который будет кормить погорельцев.

— Губернатор сказал, что мы тут будем в течение месяца, — задумчиво объясняет генеральный директор компании «Амурский транспортный альянс» Анатолий Плотников. — Я вначале загрузился на два дня, но уже сделал заявку, и в скором времени придут все необходимые запасы.

Однако сами пострадавшие считают, что жить в вагонах им придется гораздо дольше.

— Не знаю, как дальше, но планируем, что до осени будем здесь, — делится планами Геннадий Когтев.

Однако Геннадию, можно сказать, отчасти повезло — его бывшего дома из «дома» нынешнего не видно. А вод соседка по купе Ольга Лаптей каждый день из окон смотрит на то, что осталось от ее квартиры по адресу Школьная, 2. Хотя, несмотря на все случившееся, пока женщина настроена философски и уже начала осваиваться на новом месте. «Там видно будет», — призналась Ольга.

Мнение

Николай Аксенов, начальник УМВД России по Амурской
области:

— В первые сутки после пожара роста криминогенной обстановки не было, преступлений не зарегистрировано. Для охраны общественного порядка сюда стянуты силы Зейского отдела, которые будут здесь находиться до особого распоряжения. По поводу пожара возбуждено уголовное дело, для того, чтобы можно было совершать определенные следственные действия: допросы свидетелей, осмотр места происшествия, экспертиза. Одна из основных рабочих версий, что были десятилетние залежи опилок, они тлели, и в определенный момент ветер их разворошил. Но это только версия, окончательно все будет понятно после того, как мы соберем всю фактуру.

Только цифры

1245 домов в Тыгде

83 дома сгорели

3300 человек — население поселка

346 тыгдинцев остались без жилья

59 из них — дети

2 человека погибли, 2 получили ожоги

1 пропал без вести

Счет для перечисления денежных средств пострадавшим от пожара в Тыгде 

Получатель: УФК по Амурской области (Финансовое управление администрации Магдагачинского района)
ИНН: 2818000597
КПП: 281801001
Номер счета: 40101810000000010003
ОКАТО 10231000000
Л/с 04233010780
Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Амурской области
БИК 041012001
Код дохода 005 207 05000 05 0000 180
В назначении платежа обязательно указать: Пожертвование
пострадавшим с. Тыгда Магдагачинского района от пожара 2012 года.

Возрастная категория материалов: 18+