Все параллельно

Странный эксперимент по огламуриванию фантастики вызвал недоумение у зрителей

Целевая аудитория — это в кинематографе очень важно. Создатели картины «Параллельные миры» с гарантированно узнаваемыми Джимом Стерджессом и Кирстен Данст в главных ролях прицеливались в нескольких зайцев сразу: от тех, кому близок гламур, до тех, кому близок нуар. Но в результате выяснилось, что ни один из залпов не достиг цели.

Данст, получившая после выхода «Меланхолии» Ларса фон Триера дополнительную артхаусную репутацию (плюсом к гламурной Мэри-Джейн из «Человека-паука»), в «Мирах» должна была станцевать на грани двух этих амплуа. Стерджессу, которому и вовсе не привыкать сниматься в необычном кино, полагалось галантно поддерживать партнершу под локоток. Таким номером аргентинский режиссер Хуан Диего Соланас намеревался прикрыть все многочисленные и неизбежные огрехи, возникающие при столкновении кинематографа и законов вселенной. Создавать новые миры — большая ответственность, в первую очередь перед цепким взором аудитории, и на этот раз шило тоже не утаилось в мешке на самых ответственных моментах. 

Итак, мы имеем две близкорасположенных планеты, «кто над нами вверх ногами» и,  конечно же, классовую несправедливость. Люди нижнего мира живут в некой перестроечной России и являются сырьевым и гастарбайтерским придатком. Люди верхнего мира почему-то решили, что именно он верхний и на этом основано все их поведение. Мальчик по имени Адам из мира быдла любит девочку по имени Иден из мира богемы, а она не помнит о том, что любит его в ответ. Все остальное наматывается на сюжетный стержень, подобно сахарной вате, причем исключительно розового цвета.

По ходу фильма выясняется, что не все там, наверху, такие снобы и не все там, внизу, такие безнадежные тупые работяги. Отдельной нитью прописаны суперкрем против морщин, основанный на антиматерии и тетушкиных рецептах, костюм, позволяющий на время поменять полярность и, в частности, справлять нужду на потолок и автомобиль «Жигули». Любовь, похожая на сон, возвращается к героине с большими задержками, и во время этих пауз зрителя вовсю развлекают шутками, причем иногда довольно-таки низкопробного характера. 

Стерджесс по ходу картины вообще не меняет изумленного выражения лица, предоставляя эту возможность даме. Дама выглядит очень странно, и зрителю страшно за ее выступающие вены и бледный вид. Остальные персонажи представляют собой и вовсе невнятный набор стереотипов: босс увольняет заслуженных работников, клерки плоско разыгрывают новичков, полицейские больше напоминают немецких овчарок, а пожилой афроамериканец, как мама, волнуется — раз. Все это не имеет ровным счетом никакого значения, потому что всю дорогу режиссер и сценарист пытаются с помощью самых разных уловок и инструментов определить, что они снимают: гламурную драму про розовый порошок или истинную фантастику с претензией на философскую притчу. Забегая вперед, скажу, что это им так и не удастся. 

Мы это проходили, причем неоднократно: несбыточное желание грамотно связать между собой любовную историйку и антиутопию про кровавый режим всегда упирается в перевес: чаша склоняется либо в одну, либо в другую сторону. «Эквилибриум» и «Время» — вот два примера навскидку. В «Параллельных мирах» не остается места для полета фантазии, хотя иллюзия такая имеется: чувствуется, что за декорациями нет ничего, и поверить в две эти планеты решительно невозможно — проще всерьез отнестись к тому, что Адам действительно изобрел крем, превращающий старушек в девушек. 

Вокруг всего это режиссер старательно выстраивает этакий Диснейленд. Хотя бы над спецэффектами создатели картины поработали на совесть, они впечатляют, но и это не спасает: время от времени забываешь, что смотришь: то ли «Чарли и шоколадную фабрику», то ли ремейк «Вспомнить все», а 72 миллиона долларов все капают и капают в двухчасовую бездну. Не успевает зритель возгордиться собственной проницательностью (или возмутиться сюжетной предсказуемостью, кому как удобнее), как в сценарии появляется еще более очевидный ход, и вскоре канву фильма можно преспокойно отслеживать с закрытыми глазами. Для этого написаны и диалоги героев: возникает отчетливое ощущение, что их писали специально для стереотипических девиц с всегда увлажненными глазами, а остальным имеет смысл потерпеть. 

Так стирается едва проклюнувшееся в самом начале «Параллельных миров» ощущение чуда и появляется не самый здоровый скепсис — не оригинальная, но все же необычная и даже свежая идея в очередной раз загублена в угоду дурацким традициям и рейтингу «детям до 16». Из этих самых миров могла бы выйти неплохая приключенческая франшиза в духе «Марсианских хроник», ведь у такой вселенной бесконечный запас нюансов и подробностей — вместо этого нам предоставили весьма недорогую и лишенную амбиций мелодраму, в которой не хватает только котиков и розовощеких младенцев. Мелькают картинки, главный герой скачет туда-сюда, главная героиня складывает на лице плаксивую мину, край неба алеет, а веревочке все-таки наступает конец. И на выходе из зала охватывает неприятное чувство, что время было потрачено и вовсе зря. Но потом проходит: в конце концов, так не бывает, чтобы в целой другой вселенной не было на что посмотреть.

Возрастная категория материалов: 18+