Первый раз в 7-й класс

Накануне Дня учителя журналист АП вернулась в школу и провела урок

Учась в БГПУ, я была уверена — пойду работать в школу. А судьба (а также невысокая учительская зарплата) привела в журналистику. Но любовь к литературе и детям семь лет не давала покоя — и вот мне выпал шанс снова войти в школьный класс. В преддверие Дня учителя «Амурская правда» решила проверить на мне, насколько тяжел труд современного учителя и как изменилась школа.

С таким заданием я отправилась в благовещенскую школу № 2 в 7-й «Б» класс. Тема урока по литературе — повесть Николая Гоголя «Тарас Бульба».

Конспект, репетиция, гардероб 

Последний свой урок я давала на практике — с того времени прошло семь лет. Получив задание редакции, сначала обрадовалась. А потом взгрустнула. Семь лет назад, будучи студенткой пятого курса БГПУ, во время практики готовилась к каждому уроку в библиотеке. Куча методической литературы, учебник, текст… Неужели придется идти в читалку? Но выяснилось, что сейчас подготовиться к уроку можно, не выходя из дома. На мой запрос «конспект урока «Тарас Бульба» Всемирная сеть выдала такое количество материала, что я даже растерялась. Выбрала в интернете семь конспектов и поняла: все равно буду составлять свой. Решила сильно не экспериментировать (все-таки давно не практиковалась), а остановиться на устном анализе первых трех глав повести. Темой урока выбрала слова критика Белинского: «Тарас Бульба» — это поэма о любви к Родине». 

Продумывая урок, вспомнила о наглядности — питаю слабость к эпиграфам. В пору студенчества мы писали его на доске, старательно выводя красивым почерком. Оказалось, я безвозвратно отстала от жизни — сейчас вся необходимая учителю наглядность умещается в одной флешке. Репродукции картин, портреты писателей, иллюстрации к произведению — возможности педагога в этом плане теперь безграничны. На своем первом (и, возможно, единственном) уроке спустя семь лет я ни разу не прикоснулась к мелу. Кабинет в школе № 2, в котором я на 40 минут стала учителем, оборудован по последнему слову техники. Интерактивная доска — большой экран — выводит слайды по одному прикосновению руки.

С материалами урока я просидела до полуночи. Любимые педагоги университета научили: главное — текст. И я взялась перечитывать Гоголя. В моем детстве «Тарас Бульба» не был одним из любимых произведений. Сегодня глазами 28-летней «неучилки» я обнаружила в тексте захватывающий сюжет, целостность образов, потрясающие описания природы — прочитала повесть с первой до последней страницы. Весь вечер муж не унимался: «Ну что ты так переживаешь? У тебя что — министр образования на уроке будет?»

Накануне дня икс долго перебирала гардероб, продумывая каждую мелочь образа. После того как готовы презентация и конспект, осталось самое важное — репетиция. Засекла время, отвечала на свои вопросы за детей, но подгадать, уложусь ли в 40 минут, не получилось. Будут ли активны дети? Сколько займет анализ отрывка про степь? Никогда не угадаешь. Чаще всего урок — это импровизация.

Овации для журналиста 

Итак, в сумке набор современного учителя: флешка, конспект, книга — и я отправляюсь на урок. В кабинете 29 семиклассников, всех вижу в первый раз. К учительскому столу подходит еще не знакомый мне Тимофей, хвастает книгой «Тарас Бульба», доставшейся ему от деда. 

— У меня тоже раритет, — отвечаю я и достаю избранные сочинения Гоголя, изданные в 1984 году. — Эта книга — моя ровесница. 

Но Тимофей Демьянов победил — его книга 1976 года. Звенит звонок, и заслуженный учитель России Ирина Викторовна Королькова представляет меня классу. 

— Ребята, это Мария Николаевна. Угадайте, где она работает? 

— БГПУ! АмГУ! ДальГАУ! — гадают школьники.

— А вот и не угадали! Работает она в газете «Амурская правда»!

К моему огромному смущению, после этих слов раздались аплодисменты. Никак не ожидая такого приема, я совсем растерялась. 

— И пришла она проверить: а не слабо ли спустя семь лет провести урок литературы? — с улыбкой продолжает Ирина Викторовна. — Но помните: и урок, и оценки настоящие. 

 Мой бывший руководитель педпрактики садится за заднюю парту, а это значит, что приходит мое время. Сердце бьется бешено. Все подготовленные слова вдруг пропали, и я подумала: была не была! 

— Ребята, сегодня ваш урок литературы последний, шестой. А у меня он первый спустя семь лет и, быть может, единственный. Надеюсь, вам будет интересно со мной, а мне — с вами, — откровенно признаюсь я. 

Ученики спешат на помощь 

На удивление семиклассники все как один заявили, что повесть «Тарас Бульба» им понравилась. Может, лукавили? На мой взгляд, язык, максимально приближенный к эпохе, тяжеловат для школьников. Однако ученики восхитились способностью писателя отображать время, им понравился быт казаков и даже боевые сцены, которые, кстати, отличаются жестокостью. На минутку поставив себя на место 11-летних читателей, решила, что динамизм повести и правда мог зацепить юных любителей приключений. 

Признаюсь, почти сразу все пошло не совсем по моему плану. По привычке я забросила конспект на стол и работала от души, по памяти. Но некоторые моменты пропустила, и к ним пришлось вернуться. Как назло, подружиться с новомодной техникой с первого раза не удалось. Суперчувствительная доска ставила меня в тупик, и слайды либо зависали, либо убегали вперед. На помощь подоспел семиклассник. Тогда я в полной мере осознала, что и школа, и дети уже другие — мобильнее, что ли. 

Как водится, на уроке всегда есть свои звездочки. Напрягая былую педагогическую память, пытаюсь запомнить имена детей. За первой партой сидит Фаина. Услышав красивое имя, не могу сдержать эмоций: «Обалдеть!» Ребята дружно смеются. Самые активные — Катя Денека, Толя Кравцов, Тимофей Демьянов, Илья Волков — помогали мне весь урок. Мы увидели образ степи, которую Гоголь сравнивает с океаном, познакомились с удалыми казаками, готовыми сложить головы за Родину, вместе посмеялись с подшучивающим над сыновьями Тарасом Бульбой. Как всегда, сорока минут оказалось мало. 

— Как будто и не было этих семи лет, — говорит мне Ирина Викторовна уже после урока.

Мои помощники спешат ко мне с дневниками за пятерками, но сама себе ставлю за урок «троечку». Не расшевелила многих детей, скомкала завершение, а на диктофоне хорошо слышны фразы-паразиты. Но эмоционально выложилась на 100% и после урока долго не могла прийти в себя. 

Спустя семь лет еще раз убедилась — работа учителя бесконечно трудная. Мы произносим главные слова: «патриотизм» «любовь» «верность» — те самые, что должны жечь сердца людей. Что может быть важней и ответственней этой профессии? Может, именно этих трудностей я испугалась, получив диплом, но так и не став учителем. Смотрю в глаза Ирине Корольковой, которая всю жизнь отдает школе, и завидую: она словно светится изнутри. Смотрю и думаю — а вдруг когда-нибудь я все-таки войду в мой первый класс и останусь в школе навсегда?

—  За три года к нам пришли 12 молодых педагогов. Поэтому не могу сказать, что молодые не идут в школу. Наверное, сказался рост зарплаты. Сейчас изменилось и отношение к профессии. Но, к сожалению, из студентов, которые постоянно проходят у меня практику, почти никто не пошел в школу, — признается Ирина Королькова.

ТАРАС БУЛЬБА ГЛАЗАМИ СЕМИКЛАССНИКОВ 

 (редакция сохранила стиль школьников)

Толя Кравцов:

— Я считаю, что Тарас Бульба был честным, гордым. Он даже люльку с табаком не оставил ляхам проклятым и не побежал с боя вместе с люлькой. Сражался до последнего и казаков спас. 

Кристина Баранова:

— Я считаю, что главный герой Тарас Бульба человек сложный, его можно охарактеризовать как с положительной, так и с отрицательной стороны. 

Саша Михалков:

— Главный герой повести показался мне храбрым, честным, придерживающимся старинных обычаев, справедливым и главное — горячо любящим свою Родину. 

Тимофей Демьянов:

— Гоголь показал в Тарасе Бульбе мудрость, сильность духа, воинство, уперство. Отличался от всех грубой прямотой своего нрава. 

Катя Денека:

— Мне понравился герой Тарас Бульба, его юмор и отношение к сыновьям. Но в конце мне не понравилось, как он убил своего родного сына. «Я тебя породил, я тебя и убью». Мне показалось это его качество жестокостью, хотя за предавание Родины наказывали сурово. 

Фаина Черная:

— Мне понравился Тарас Бульба тем, что он был справедлив. Он никогда ничего не откладывал, был неподкупен, отвечал за свою Родину, любил ее. А также у него было чувство юмора. 

Саша Белов: 

— Я считаю, что Тарас Бульба отличный воин, хороший человек, но ему не помешало бы стать чуточку мягче по характеру. 

Леня Аркадьев:

— Мне понравился Тарас Бульба своей жестокостью, щедростью и правотой.

Возрастная категория материалов: 18+