«Классическое искусство — это штучный товар»

Татьяна Бедерина о радостях и невзгодах юных певцов и музыкантов

Большую часть жизни она отдает себя познанию «умной» музыки и походу на концерт раскрученной поп-звезды всегда предпочтет вечер у телевизора, если по «Культуре» идет бенефис оперного певца. Хороший вкус и умение мыслить через музыку директор Центральной детской школы искусств Благовещенска заслуженный работник культуры РФ Татьяна Бедерина старается прививать и своим воспитанникам.

Результат налицо — хор «Детство» под ее руководством покоряет самые престижные мировые конкурсы, а более 60% учащихся-инструменталистов вместе с преподавателями ежегодно пополняют копилку школы наградами и дипломами за свое творчество. О месте классики в нашей жизни и работе школы искусств Татьяна Леонтьевна рассказала журналистам АП.

ФОРТЕПИАНО ВНЕ КОНКУРЕНЦИИ

— Татьяна Леонтьевна, чему сегодня учат в Центральной детской школе искусств?

— Учат многому. Школа работает по десяти направлениям. У нас есть музыкальное, художественное и хореографическое отделения. В музыкальном представлены почти все инструменты, которые существуют: народные, фортепиано, инструменты духового, симфонического оркестров. Пожалуй, только арфы нет. На всем остальном мы можем научить играть.

— Какие инструменты самые популярные? 

— Популярным остается фортепиано, дети охотно идут на гитару. В родительской среде элитным, престижным считается, если ребенок научился играть на фортепиано или скрипке. Наверное, это связано с нашими корнями, с историей нашей страны. Ведь обучение в любой дворянской семье всегда включало в себя музицирование. Не могу сказать, что нет набора на народные инструменты: домру, балалайку, баян. Одно время интерес к ним был несколько снижен, но сейчас восстанавливается. 

— Лет 20 назад во время вступительных испытаний у дверей ЦДШИ всегда было большое скопление народу. Конкурс почти на любое отделение — по пять человек на место и больше. Сейчас такого ажиотажа не наблюдается. Почему?

— Потому что сейчас просто организовано все более грамотно. Если раньше это был один определенный день, все приходили в одно время, получался ажиотаж, то сейчас прослушивание в разное время. Уверяю вас, желающих учиться не меньше. Детей много, заявлений много. Есть отбор, есть конкурс.

— И все же многие родители предпочитают шоу-коллективы, творческие студии. Отдают талантливых детей туда. Вы не ощущаете конкуренции?

— Конкуренции мы не ощущаем. У нас есть свой ученик, свой родитель, который осознанно делает выбор в пользу нашей школы. Отдавая ребенка в школу искусств, родитель понимает, что это серьезно.

— Ваши дети ездят на конкурсы, занимают призовые места. Но на городских концертах инструменталистов почти не видно. Все знакомы только с главным коллективом школы — хором «Детство». Может быть, нужно более широко рекламировать себя?

— Рекламировать «звездочек»-солистов сложнее, чем хор «Детство». Это коллектив с готовой программой. Он может выйти на большую сцену, дать продолжительный концерт. У солистов нет такой возможности. Их конкурсная программа включает, как правило, максимум четыре произведения. Лауреатов мы чествуем в школе, рассказываем о них в прессе. На общих городских концертах наши дети действительно появляются редко, так как организаторы, как правило, нацелены на более зрелищные номера. А классическое искусство — это штучный товар. Оно никогда не было рассчитано на массового зрителя. 

ИНОСТРАНЦЫ ОБЪЕКТИВНЕЕ

— В копилке ваших воспитанников из хора «Детство» многочисленные победы на конкурсах самого высокого уровня. В чем секрет такого успеха? 

— Хор «Детство» — это многолетний фанатичный труд многих людей. Преподавателей, учеников, родителей. Чтобы добиться успехов на международных конкурсах, недостаточно красивых костюмов или особенного репертуара. Главное — профессионализм, уровень образованности коллектива. Мы не говорим об элементарных вещах в музыке. Находимся на таком уровне, который позволяет нам вытянуть конкурентоспособные произведения. На конкурсах первым делом отмечают уровень звука — хор везде поет вживую. У нас нет микрофонов, подзвучек, технических средств, которые усиливали бы звучание. Поем а капелла. В мировом хоровом искусстве это высший пилотаж. 

— В скольких странах побывал хор «Детство»?

— Более чем в десяти. Выезжать за границу начали с 2001 года. В первый раз поехали на остров Мальта. На серьезный хоровой конкурс, где в финал вышли восемь хоров, а мы стали вторыми. С тех пор ездим куда-то каждый год. В этом году, благодаря поддержке городских властей, было даже две поездки. 

— Какая страна впечатлила вас больше всего своим отношением к искусству?

— Любая страна, где мы побывали, в этом плане впечатляет. Везде очень бережное, трепетное отношение к хоровому искусству. Везде высоко ценят, когда дети поют профессионально. То есть могут оценить объективно. К сожалению, в России существует некоторый субъективизм. Сказывается тот факт, что хор приезжает из глубинки. На конкурсах за рубежом судьи порой даже не знают, откуда мы. Россия для них — это Москва. В 2008 году мы получили золотую медаль на мировой хоровой олимпиаде, обойдя 40 московских хоров. После конкурса был концерт победителей. Мы выезжали в один из городов Австрии, и для нас сделали афишу. На ней было написано: «Московский хор «Детство», и мы на фоне собора Василия Блаженного. Эту афишу до сих пор храним. 

ГОТОВИМСЯ К ПРЕМЬЕРЕ

— Кто оплачивает поездки учеников школы искусств на конкурсы?

— Солистам-инструменталистам и их преподавателям поездки оплачивает школа. У нас почти 60% детей участвуют в конкурсах различного уровня. И не было такого случая, чтобы дети приезжали назад с пустыми руками. Лауреатство, дипломы — обязательно. Что касается хора, то здесь по-разному. Серьезную помощь оказывают городская администрация, депутаты гордумы. Как правило, нам оплачивают от 50 до 100% стоимости поездки. Но есть дети, родители которых не могут внести даже часть оплаты. Таким мы помогаем — находим дополнительные источники финансирования, привлекаем спонсоров. Суммы бывают разные. Обычно речь идет о нескольких десятках тысяч рублей.

— А инструмент ребенку купить дорого?

— Если вы говорите о фортепиано, то это недешево — в магазинах от 15 до 50 тысяч рублей. И это инструменты производства КНР. Но можно купить с рук. Кроме того, инструменты нередко отдают даром. Я сама отдала свой детям, которым он был очень нужен.

— Татьяна Леонтьевна, какую музыку вы слушаете вне работы? Как воспринимаете поп-культуру?

— Я не смотрю современные музыкальные каналы, предпочитаю канал «Культура». Недавно с удовольствием смотрела передачи, связанные с юбилеем Дмитрия Хворостовского, Анну Нетребко послушала. Это не потому, что мне так положено. Я мыслю, когда слушаю такие произведения. Это умная музыка, и мастера, которые ее делают, порой недосягаемые величины. Прикасаясь к их творчеству, развиваешься. Что происходит, когда слушаешь поп? Ничего. Никаких мыслей, никакого развития. К сожалению, приверженцев некачественного искусства становится все больше, идет повсеместное падение уровня культуры. Родители не одухотворенные, не работают над своим внутренним «Я». На первом плане материальные блага. Дети берут с них пример.

— Может быть, стоит внедрять хорошую музыку в массы? Как вы относитесь к проекту «Битва хоров»? У нас в области много талантливых людей, коллективов. Возможно ли у нас устроить что-то подобное?

— Насколько я знаю, это не совсем то, что называется хором. Хотя проект неплохой с точки зрения привлечения молодежи, популяризации коллективного пения. Но у нас в области, наверное, был бы интересен немного другой проект. Например, хоровая школа. Собирать коллективы и за неделю выучивать концертную программу. Результат — выход на сцену, на зрителя. Но здесь непростые организационные вопросы. Нужны единомышленники. Сейчас у нас есть другие проекты. На 10—11 ноября запланирован конкурс эстрадной песни «Детство на Амуре». Председателем жюри будет Григорий Гладков. Готовим детскую оперу «Королевский бутерброд» — силами хора «Детство» и камерного оркестра «Концертино». Премьера назначена на 10 декабря. Оперу покажут на сцене Амурского областного театра драмы.

ТАБУ НА МОРОЖЕНОЕ 

— Приходится ли юным музыкантам, певцам идти на какие-то жертвы ради искусства?

 — Конечно. Это и многочасовые репетиции, и отказ от некоторых маленьких радостей. Например, ребята, которые занимаются в хоре, не едят мороженого. Совсем. Не щелкают семечки, ограничивают потребление сладкого. Все это губительно действует на связки. Дети берегут свои голоса, стараются не простывать, даже летом могут повязывать на шею шарф.

— Бывает, что нужно выступать, а ребенок заболел, осип? Чем спасаете?

— Да, у нас был такой случай. Приехали на важный конкурс, а у девочки, которая солирует с очень сложной партией, вдруг пропадает голос. Полностью! Расстроились страшно. У нас было два дня. Она молчала, пила теплое молоко. Голос чудом вернулся, и мы достойно выступили.

Центральная детская школа искусств в Благовещенске работает вот уже 63 года.

Возрастная категория материалов: 18+