«Мы должны сделать все, чтобы люди не уезжали»

Виктор Ишаев об инвестициях, налоговых льготах и молодых специалистах

Чтобы Дальний Восток стал конкурентоспособным регионом с диверсифицированной экономикой, необходимо сформировать условия для его ускоренного развития. Именно эту задачу ставило перед собой Министерство по развитию Дальнего Востока, работая над проектом новой государственной программы. О главных положениях проекта, от которого зависит будущее ДФО, в интервью нашей газете рассказал министр по развитию Дальнего Востока — полномочный представитель президента России в ДФО Виктор Ишаев.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

— Виктор Иванович, возглавляемое вами министерство подготовило проект государственной программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года». В чем заключается ее особенность?

— Руководство страны сегодня видит именно восточный вектор развития России. Дальний Восток должен стать точкой роста экономики всей страны. Поэтому государственная программа будет носить целевой характер — нужно сформировать условия для ускоренного развития Дальнего Востока, превратив его в конкурентоспособный регион с диверсифицированной экономикой. В его структуре должны преобладать высокотехнологичные производства с высокой добавленной стоимостью. В основу расчетов по госпрограмме заложен форсированный сценарий долгосрочного прогноза социально-экономического развития до 2025 года. Для того чтобы обеспечить опережающие темпы роста на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе, мы заложили в расчеты повышенную по отношению к российской экономике в целом динамику некоторых показателей.

К примеру, объем валового регионального продукта макрорегиона должен быть на 1,5—2 процентных пункта выше, чем в среднем по России. Динамика инвестиций в основной капитал — также на 1,5—2 пункта выше. Норма накопления или отношение объема инвестиций в основной капитал к объему ВРП — на 12—17 процентных пунктов выше. Средний уровень заработной платы наемных работников должен увеличиваться на 12 % к среднероссийскому уровню уже сейчас, а до 2025 года — стать выше на 33 %. Кроме того, предусмотрен опережающий рост по увеличению численности населения, по объему ввода жилья, по объему промышленного производства, по эффективности использования энергии.

— Каких результатов вы планируете добиться в ходе реструктуризации экономики региона?

— Будут устранены существующие сегодня межрегиональные диспропорции развития экономики. Наша цель — создание условий для роста численности населения макрорегиона, повышение общего качества жизни, развитие производственной и социальной инфраструктуры, реализация потенциала экономических связей со странами АТР. Производительность труда к 2025 году должна вырасти в 2,1 раза, энергоемкость — снизиться на 30 %. Объемы промышленного производства за период реализации госпрограммы вырастут в 2,6 раза. Мы ожидаем повышения доли обрабатывающих производств в структуре экономики к 2025 году до 8,4 %, а также увеличения объемов экспортируемой продукции в 3,4 раза и увеличения ввода жилья на территории до 15 миллионов квадратных метров в год.

Налоговая база субъектов Дальнего Востока и Байкальского региона в доходах консолидированного бюджета России увеличится до 4,5 %. Для развития территории необходимо преодоление процессов анклавизации в макрорегионе за счет развития транспортного потенциала. При этом численность населения Дальнего Востока и Байкальского региона к 2025 году должна увеличиться до 12,4 миллиона человек.

СТАВКА НА ПЕРЕРАБОТКУ

— Какие инвестиционные проекты получат финансирование в рамках госпрограммы в первую очередь?

— У нас нет проблем по идеологии программы, по оценке ситуации, по целеполаганию, и научная база для создания программы достаточная. Сейчас главный вопрос — ее проектное наполнение. К сожалению, готовая документация есть не всегда, поскольку ее стоимость достигает 10 % от реализации всего проекта. В этой ситуации сейчас необходимо определить перечень первоочередных проектов, которые получат финансирование в рамках реализации госпрограммы в ближайшие 2—3 года. Затем будут рассмотрены перечни проектов до 2018 и до 2025 годов.

Наш коллектив, который трудится над госпрограммой, уверен, что в первую очередь необходимо развивать проекты по углубленной переработке первичных ресурсов и по развитию инфраструктуры, прежде всего транспортной и энергетической. Наибольшую рентабельность от глубокой переработки природных ресурсов дают проекты по созданию в южной части Дальнего Востока и Забайкалья 500—1 000-километровой зоны высокой экономической плотности, в которой необходимо вести комплексное строительство новых производственных и инфраструктурных объектов. Здесь же будет сосредоточена основная часть населения.

Ярким примером создания комплекса глубокой переработки ресурса с получением максимальной добавленной стоимости является реализуемый в настоящее время проект освоения зоны вдоль трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан». Есть мощные проекты — это разработка сахалинского шельфа, добыча газа в Якутии, строительство газопровода, заводов по сжижению газа. Также в программе — развитие портов, дорог. Запланирована разработка золоторудных месторождений, месторождений редкоземельных металлов, месторождений в Амурской и Еврейской областях по добыче железных и титановых руд. Мы говорим о серьезных программах в части добычи и переработки рыбопродукции, морских биоресурсов, мясного животноводства и, конечно, о создании агропромышленных кластеров. Огромные площади плодородной земли — это наше преимущество.

Основой развития сферы высоких технологий должно стать создание промышленных кластеров на базе существующих и вновь создаваемых инновационных производств.

Особую миссию в развитии высокотехнологичной экономики востока России предстоит выполнить предприятиям космического комплекса, авиастроительного кластера, судо- и автомобилестроения. Космодром Восточный в Амурской области станет не только крупнейшим звеном аэрокосмической системы России, но и важным центром внедрения передовых научных разработок, а также потребления высокотехнологичной продукции предприятий Восточной Сибири и Дальнего Востока.

— Как вы оцениваете объем инвестиций, который необходим для осуществления госпрограммы?

— Наиболее эффективный инструмент развития территории — это «массированные» инвестиции. В развитие северо-востока Китая, например, в год вкладывают порядка 500 миллиардов долларов. Для развития Дальнего Востока и Байкальского региона на его территорию необходимо ежегодно привлекать из внебюджетных источников не менее 800 миллиардов рублей инвестиций. Бюджетных денег, по нашим подсчетам, ежегодно должно приходить примерно 210 миллиардов рублей. Мы рассчитываем на увеличение финансирования, ведь речь идет об опережающем развитии региона. Однако точные цифры пока сказать нельзя, ведь программа, как живая материя, подвижна. Сейчас она находится в стадии обсуждения.

СТИМУЛ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТА

— Какие серьезные проблемы планируется преодолеть, чтобы успешно выполнить программу?

— Необходимо утвердить законодательным путем льготы и преференции для экономики Дальнего Востока. Меры законодательного регулирования целесообразно кодифицировать в одном законодательном акте — Федеральном законе «О социально-экономическом развитии Дальнего Востока и Байкальского региона». Его положения позволят обеспечить на территории особые условия формирования благоприятного инвестиционного климата, создание равных с территориями центральной части России возможностей ведения бизнеса. Этому поможет введение бюджетных, налоговых, таможенных и тарифных преференций.

Кроме того, для реализации госпрограммы потребуется подготовить 60 проектов постановлений Правительства России и изменений в действующие федеральные законы.

Важно усилить роль специальных территорий ведения бизнеса. На такие территории нужно распространить порядок регулирования градостроительной деятельности и проведения госэкспертизы, действовавший при строительстве объектов саммита АТЭС. В части изменения механизмов недропользования необходимо введение бесконкурсного предоставления лицензий на геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых на участках недр, прилегающих к уже отлицензированным участкам.

Необходимо изменение подходов к налогу на добавленную стоимость (НДПИ). Прежде всего это введение дифференцированных ставок НДПИ в зависимости от качества запасов, горно-геологических, географических, экономических и других условий отработки месторождений.

Мы предлагаем предоставить налоговые преференции на начальном этапе разработки месторождений угля и газа, а также для труднодоступных месторождений. Важной задачей является законодательное закрепление поэтапного выравнивания энергетических, транспортных и телекоммуникационных тарифов до уровня среднероссийских.

Необходимы льготы по налогу на прибыль. С целью поддержки доходной части местных бюджетов нужно отменить федеральные льготы по региональным и местным налогам или компенсировать выпадающие доходы из федерального бюджета. Стоимость кредитных ресурсов не должна превышать ставки рефинансирования, установленной Центральным банком России. В области социальной и демографической политики необходимы меры по стимулированию переезда граждан на Дальний Восток. Особое внимание требуется уделить квалифицированным кадрам, а также молодым специалистам. Нужны льготы по ипотечному кредитованию, безвозмездное предоставление земельных участков для индивидуального строительства.

Мы должны обеспечить здесь достойные условия жизни, сформировать население и сделать все, чтобы люди не уезжали. Есть статистика по поводу того, какие мотивы побуждают людей переезжать: 50 % едут туда, где выше заработная плата, 25 % — чтобы реализовать себя, заинтересовавшись новыми проектами, еще 25 % людей едут посмотреть другие территории и, может быть, обосноваться жить. Но все-таки большинство едет туда, где хорошо платят, чтобы достойно жить вместе со своей семьей, и это нормальное явление. Все эти предложения записаны в проект государственной программы. В феврале пройдет публичное обсуждение проекта, а в марте мы должны внести его на рассмотрение Правительства Российской Федерации.