Две бессмертные легенды и один буйный мальчик

Пока Голливуд реанимирует героев прошлого века, в России снова не получается снять фильм ужасов

Несомненно, самой громкой премьерой будущего уик-энда станет «Цель номер один» от Кэтрин Бигелоу — на фоне экранизированной операции по уничтожению Усамы бен Ладена меркнут любые другие ожидания. Тем более что картина бывшей супруги Джеймса Кэмерона претендует на «Оскар» сразу в пяти номинациях, причем неслабых.

Именно по этой причине об этом фильме поговорим сразу после церемонии, которая совсем не за горами. От политических событий в США разных эпох, выведенных на широкий экран, на старте 2013 года наверняка устали даже сами американцы, так что российскому зрителю будущий четверг предоставит возможность развлечься классическим боевиком, насладиться ироничным взглядом на биографию великого режиссера и вдоволь посмеяться над отечественным кинопроизводителем. Последний, к слову сказать, сделал все для того, чтобы этот смех никаких угрызений совести не вызывал.

 Работающий пенсионер 

Леди и джентльмены, наконец-то мы сможем в полной мере оценить возвращение на киноэкраны человека, с именем которого неразрывно связана история мирового кинематографа 80-х и 90-х. «Железный Арни», подаривший обществу культ культуризма, образ симпатичного андроида-убийцы, фразу I’ll be back и много чего еще, впервые с момента официального заявления о возобновлении актерской карьеры берется за главную роль. Профессионально размявшись в двухсерийной солянке под названием «Неудержимые», Шварценеггер наконец-то всерьез берется за дело, и кое-кому явно не поздоровится.

«Возвращение героя» — именно так окрестили наши прокатчики картину «Последнее противостояние», и мотивация их понятна и проста. Арнольд по своему обыкновению не хватается за сверхзадачи по спасению человечества, планеты или Вселенной — его дело наказывать куда менее амбициозных злодеев. Так происходит и на этот раз: пожилому (да, мне тоже трудно это признать!) шерифу, за плечами которого служба в Лос-Анджелесе, а в настоящем — забота о порядке в тихом городке, приходится встать на пути у беглых наркоторговцев. Очевидно, что отрицательным персонажам придется осознать и то, что распространение запрещенных веществ карается законом, и то, что лучше бы им было не сбегать.

Собственно, в картине соблюдено все, чем можно заманить зрителя, раз уж речь идет о бывшем губернаторе Калифорнии и даже есть один момент, выходящий за привычные рамки. Режиссером «Возвращения героя» стал южнокорейский кинематографист Ким Чжи Ун, дебютирующий в голливудских условиях. До этого он снимал очень даже занятное кино на родине, специализируясь на драматических сюжетах — при этом самый известный его фильм «Я видел Дьявола» представляет собой кровавый (возможно, даже чересчур) триллер. Что выжмет из знаменитого пенсионера режиссер с таким послужным списком, увидим уже в четверг.

 Художник и толстосумы

 Одна-единственная номинация на «Оскар», которой удостоился фильм «Хичкок», помимо недоумения крайней степени (без сомнения, великий актер Энтони Хопкинс за всю продолжительную карьеру получил статуэтку единожды, и все мы прекрасно знаем за что), вызывает еще и приятную уверенность. Дело в том, что картина  Саши Джерваси претендует на приз Киноакадемии за лучший грим: и если «Оскар» уйдет к другому номинанту, значит, мир — глубоко несправедливая штука.

Трудно представить себе, каких усилий стоило и самому актеру, и гримерам фильма каждый раз воссоздавать облик легендарного кинематографиста на лице, известном миру как лицо Ганнибала Лектера. Результат поразителен и только ради него стоит идти на картину: документальных свидетельств внешности Альфреда Хичкока предостаточно, и гениальность Хопкинса вместе с кропотливой работой художников буквально воскрешает мэтра из мертвых, пускай всего на 98 минут.

Впрочем, это далеко не единственное достоинство картины — тем удивительней, что кусочку увлекательной биографии режиссера не дали даже ни одного «Золотого глобуса». Компанию Хопкинсу составляют Хелен Миррен, Скарлетт Йоханссон и Джессика Бил, и надо сказать, что дамы выдерживают заведомо высокий уровень, заданный сэром Энтони.

Сюжет построен вокруг задумки и воплощения одного из самых знаменитых и при этом нестандартных фильмов Хичкока — «Психо». Как водится, истинный художник гневно ломает всяческие общественные стереотипы, сомнительную истину «Кто платит, тот и заказывает музыку» подвергает остракизму, рискует карьерой и бесит всех вокруг, в конце создает шедевр и всю дорогу задирает нос. Тем, кому не интересны жизнь, судьба и манера поведения классика кинематографии, советую все равно сходить на фильм: где вы еще увидите, как маньяк с ножом убивает Йоханссон в душевой?

 Enfant terrible

 Российский кинематограф, судьбой которого так озабочена российская же государственность, снова доказывает аксиому Тютчева об «особенной стати» нашей страны. Каждый раз, когда очередной молодой режиссер, будь он клипмейкер или адепт короткого метра, берется за какой-либо коммерчески выгодный, но абсолютно чуждый ему голливудский жанр, критикам остается оценивать только высоту брызг из лужи, в которую плюхается автор.

Особенно ярко этот алгоритм проявляется в попытках снять классический ужастик, благо таковые происходят не так часто. У создателей всех этих «Мертвых дочерей», «ССД», «Фобосов» и «Лифтов» не хватает всего: денег, мастерства, подходящих актеров, чувства меры и здравого смысла. «Сомнамбула» как повод потратить деньги любопытна именно этим: перед сеансом надо поймать веселый настрой, и почти полтора часа веселья зрителю обеспечены.

Рассказать хоть что-либо толковое о сюжете фильма не представляется возможным: в конце концов, где взять нужные слова, если речь идет о странном воспитаннике интерната, который по ночам покрывается царапинами и ползает по потолку, а режиссер картины на полном серьезе говорит, что в основу его детища легла «реальная история, которую ему рассказали в поезде». Помимо гадкого мальчика, в фильме присутствуют и другие персонажи, призванные вроде бы пугать зрителя, хотя у артистов театра «Кривое зеркало» это получается гораздо лучше.

Тем не менее как явление «Сомнамбула» весьма любопытный проект: продюсеры попытались создать вокруг картины ореол запрещенности, жаловались на то, что монтажом руководили спецслужбы, и даже притащили на премьерный показ в Москве суровых молодчиков с лицами особистов. Если верно оценить все эти устаревшие и безумно пафосные замашки, можно неплохо провести вечер, ни разу не испугавшись, — за эти эмоции по-прежнему отвечают США, Западная Европа и Азия, но уж точно не бывший СССР.