«Хватит страшилок»

Министр по строительству космодрома развенчал мифы о вреде Восточного

Независимый экологический мониторинг строительства космодрома Восточный проводит комиссия во главе с Сибирским отделением Российской академии наук. Ученые проводят замеры растительного и животного мира. Изучается все — вплоть до строения определенных органов мышей, которые чувствительны к малейшим изменениям в окружающей среде.

В том, что экологически космодром будет безопасен для людей и природы, уверен зампред правительства области — министр по строительству космодрома Восточный Константин Чмаров. По его словам, уже сейчас на космодроме проводится независимый экологический мониторинг за счет средств федерального бюджета. Комиссия во главе с Сибирским отделением Российской академии наук проводит замеры растительного и животного мира, сравнивает показатели до строительства космодрома, во время и после. Входят в группу и ученые из БГПУ.

Вопрос об экологической безопасности космодрома в последнее время является одним из самых обсуждаемых в СМИ. Больше всего амурчан волнует возможное использование в ракетах высокотоксичного топлива — соединения гептила и амила. Константин Чмаров подтвердил, что гептил может появиться на Восточном, но вреда населению он не принесет.

— Меня настораживает этот надуманный ажиотаж вокруг гептила и амила, — подчеркнул Константин Васильевич. — Самое ужасное, что подобные вещи высказывают люди, которые совершенно ничего не смыслят в этом вопросе. Наш космодром будет открытым, поэтому все вопросы мы обсуждаем открыто. Когда решался вопрос о строительстве, прошли общественные слушания — ни у кого вопросы по топливу не возникли. И вдруг сейчас эта тема начала активно муссироваться в СМИ. Я разговаривал с одной семьей, которая уезжает из области, в том числе из-за надуманных слухов по поводу небезопасности космодрома. Это страшно — в Амурскую область, наоборот, должны ехать, чтобы жить и спокойно работать.

Космодром — промышленный объект, и он не может быть приятен для окружающей среды, отмечают специалисты. Но это не вредное химическое производство, не ядерные технологии.

— На первом этапе на космодроме будут использовать ракету «Союз-2», которую сконструировал еще Королев, — продолжает «космический» министр. — Она заправляется керосином и кислородом — другого топлива этот аппарат не предполагает. То же самое в ракете «Ангара», которая планируется использоваться на втором этапе космодрома. На стартовых сооружениях, которые я не раз показывал, тоже все четко — хранилище кислорода и керосина. Откуда же возник этот вопрос? Компонент амил — это практически минеральное удобрение, аналогичное тому, что используют в сельском хозяйстве. Гептил — это токсичный компонент ракетного топлива. В мире нет ни одного космодрома, где космическая головная часть не использовала бы гептил, или, как он называется в Европе, гидразин.

По словам Константина Чмарова, гептил используется в разгонном блоке ракеты, который входит в состав космической головной части. Он и заправляется топливом. Его предполагается доставлять на космодром по железной дороге или авиатранспортом в герметичном виде — в виде капсулы. Она изготовлена по итальянской технологии из алюминиевого сплава, снаружи имеет прочный герметичный контейнер. Для одной ракеты необходима одна капсула.

— Уже на космодроме эта капсула будет стыкована с космическим аппаратом передавливанием из одной емкости в другую, и в таком виде ракета поедет на старт. Эта технология используется во всем мире, — подчеркивает Константин Васильевич. — Например, французы заключили договор с Россией на покупку отечественного разгонного блока «Фрегат». Мало того, у наших соседей, в КНР, в экологически чистом районе на острове Хайнань идет строительство космодрома. И там предполагается использование гептила в открытом виде — то есть с заправкой непосредственно на старте. Речь идет о сотнях тонн топлива! В разгонном же блоке используются лишь килограммы гептила. Я говорил и продолжаю говорить: использование гептила как топлива с транспортировкой и заправкой ракетоносителя на космодроме Восточный не будет! Не будет на космодроме и хранилищ для гептила.

Раньше в Амурской области существовала ракетная дивизия, и цистерны с гептилом доставляли по железной дороге. «Даже если предположить, что случится авария и при перевозке повредится корпус капсулы, что маловероятно, и топливо вытечет — речь пойдет о локальном разливе всего нескольких килограммов этого компонента. Такой разлив просто локализуется. Я готов подписаться под каждым своим словом, чтобы наконец страшилки о гептиле перестали беспокоить амурчан», — заявил Константин Чмаров.

Возрастная категория материалов: 18+