Побег из Шушенки

Почему молодежь предпочитает менеджмент и маркетинг агрономии и ветеринарии

Для 23-летнего главного агронома ОАО им. Негруна Ивановского района Елены Ковалевой грядущая посевная будет первой в жизни. Пока ее рабочий день начинается в 8 и заканчивается в 16—17 часов. Но когда начнется сев, работать придется сутками. Елену позвали в хозяйство прошлой осенью, и через испытание уборочной, которая была не самой легкой, она уже прошла. Посевной страды молодой агроном не боится — говорит, разбираться в тонкостях сева и особенностях новой техники помогают не только коллеги, но и сам директор.

Елена окончила ДальГАУ в прошлом году, она единственная из своей группы, кто пошел работать по специальности. Остальные одногруппницы устроились продавцами в магазины и цветочные салоны Благовещенска или вернулись в родные села, но отнюдь не для занятия сельским хозяйством. Почему конкурс на экономистов и менеджеров переваливает за 10 человек на место, а на ветеринаров и агрономов едва дотягивает до двух-трех, почему во многих сельхозпредприятиях области постоянный дефицит квалифицированных кадров и где их взять — читайте в этом материале.

Нехватка профессиональных кадров — вопрос для аграриев острый. Сейчас в амурских сельхозпредприятиях открыто почти 200 вакансий. Как сообщают в областном минсельхозе, из года в год эта цифра не уменьшается, несмотря на то что ДальГАУ ежегодно выпускает около 200 специалистов именно сельскохозяйственной направленности.

Областным аграриям и переработчикам требуются буквально все — от скотников и санитаров по обработке копыт до инженеров, юристов и главных зоотехников. Предлагаемые зарплаты — от 5—8 до 30—40 тысяч рублей. Многие хозяйства обещают своим потенциальным работникам решение жилищного вопроса — аренду жилья либо его строительство. Несмотря на неплохой для села уровень заработной платы, желающих устроиться на работу в сельхозпредприятия мало. Очереди не выстраиваются даже к таким успешным и крупным компаниям, как ЗАО «Агрофирма АНК» или ОАО «Агро-Союз ДВ».

Так, на животноводческом комплексе «МилАНКа» с поголовьем 1200 коров, расположенном всего в 20 километрах от Благовещенска в селе Грибском, уже больше года не могут найти зоотехника по кормам.

— В штате их должно быть два. А у нас уже три года один человек работает, второго не можем найти — это просто беда какая-то! Зарплаты достойные — больше 20 тысяч, а у главных специалистов — выше 30, — сообщают в отделе кадров ЗАО «Агрофирма АНК». — С жильем вопрос решаем — можно снимать комнату в общежитии за 4—5 тысяч или дом на земле. Но никто не идет в зоотехники. Нужны и ветврачи.

В агрофирме АНК говорят, что на молодежь уже насмотрелись — обычно энтузиазма у нее хватает на один-два месяца.

— Молодые безответственно подходят к работе — лишь бы сделать и уйти, — констатируют в отделе кадров. — Они отрабатывают практику и говорят: это не наше, мы хотим в город — в официантки, в бармены, куда угодно, только без этого специфического запаха. Они не хотят работать на животноводческом комплексе. А нам нужны люди, которые будут болеть сельским хозяйством.

«Сумасшедший труд»

Если в 20 километрах от Благовещенска кадры ищут днем с огнем, то в отдаленных районах области ситуация еще печальнее — молодые специалисты там редкие гости.

— Агроном мне требуется с того времени, как я начал работу, — почти десять лет, — вздыхает глава КФХ «Дон» Мазановского района Владимир Куколев. — Я с 2003 года занимаюсь соей и зерновыми, и все это время у меня в штате не было агронома. Как-то сам справлялся — у меня два сельскохозяйственных образования. Получал консультации по договору от специалистов мазановского сортоиспытательного участка и ДальГАУ. Но агроном нужен. Зарплату я предлагаю 15 тысяч, дом по госпрограмме поможем построить. Но студенты приезжают брать материал для курсовых и дипломов и уезжают обратно. Никто не хочет оставаться.

Сейчас Владимир Васильевич распродает и ликвидирует свиноферму, на которой содержались 350 голов свиней. Свиноводством он занимался около восьми лет, а сейчас, говорит, нет ветеринара и даже обычных рабочих — некому за свиньями ухаживать.

— Сельское хозяйство — это сумасшедший труд. Тут одни больные остаются работать! — констатирует глава КФХ и вспоминает, как несколько лет назад нанимал на работу настоящих сумасшедших — пациентов местного психоневрологического интерната:

— Вот это была работа — я понимаю. Все, что я просил, — делали.

«Луч» света

На фоне общей нехватки и оттока сельскохозяйственных кадров из села есть и счастливые исключения. В одном из самых успешно развивающихся сельскохозяйственных районов Приамурья — Ивановском — острого дефицита специалистов не ощущают.

— Ивановка всего в 30 километрах от Благовещенска. И условия у нас хорошие — зарплаты, жилье, новая техника в колхозах. У нас бывает в год 2—3 вакансии по району, а так штаты в основном укомплектованы, — объясняют в местном отделе сельского хозяйства.

В известный на всю область колхоз «Луч» каждую весну даже выстраивается очередь из желающих поработать. Но нанимать работников некуда — все места заняты. Даже механизаторы здесь с высшим образованием.

— У нас штаты укомплектованы. Но перед посевной на сезонную работу на зерновой двор берем 5—6 человек. Сейчас в колхозе в общей сложности 245 работников, все ивановские. Многие механизаторами работают и заочно в ДальГАУ учатся, — рассказывает главный агроном «Луча» Николай Кондратьев. — Средняя зарплата по колхозу за прошлый год составила 26 тысяч рублей. Столько получают доярки, скотники, механизаторы — до 30 тысяч. А главные специалисты — около 37 тысяч рублей.

Сейчас в «Луче» одна полевая бригада, в которой 50 человек — они и сеют, и убирают, а пока с нетерпением ждут прихода тепла и начала рабочей страды. В конце 90-х в колхозе трудились 450 человек — они обрабатывали девять тысяч гектаров земли и содержали поголовье в 1500 коров. Сейчас на ферме «Луча» уже 2375 коров. В ходе этой посевной колхоз планирует засеять 19,4 тысячи гектаров. И поголовье, и посевные площади выросли почти в полтора-два раза, а число работников сократилось почти вдвое. Это произошло потому, что хозяйство постепенно обновило технический парк — перешло на современные энергонасыщенные посевные комплексы. Семь таких комплексов ценой в 12 миллионов каждый заменили 40 тракторов К-700.

Но если в хозяйствах уже вовсю работают на новой технике, то в вузах до сих пор в ходу старые учебные пособия с картинками советских тракторов — новых пока не написано. Чтобы дать возможность будущим аграриям воочию увидеть новые технологии, на базе «Луча» при участии ДальГАУ и областного минсельхоза организован базовый учебный центр. Это три класса: класс животноводства, механизаторов и агрономов. Сейчас в Ивановке ремонтируют здание под общежитие — раньше там был магазин. Теперь студентам будет куда приехать на летнюю практику. В общежитии смогут разместиться до 16 человек. Такой же учебный центр сейчас организуют на базе агрофирмы «Партизан» Тамбовского района.

Молодая кровь

Агроном-семеновод «Луча» Сергей Немыкин со студентами пока занятия не проводит — сам недавний студент. Официально работает в колхозе второй год, но до этого несколько лет проходил здесь практику. Он — потомственный, уже в третьем поколении работник «Луча». Его дед, отец и дядя трудились в этом колхозе.

— Для меня не стоял вопрос, идти или нет в сельское хозяйство. Я точно знал, что буду на сельхозпредприятии работать, знал, что смогу здесь зарабатывать, — рассказывает молодой специалист. — В мои обязанности входят организация рабочего процесса зернового двора, настройка агрегатов, протравка — работы много.

Мы разговариваем с Сергеем на зерновом дворе колхоза. Как раз напротив него строится микрорайон из просторных частных домов для сельских специалистов и молодых семей — местная Рублевка, как его здесь называют. На этой самой Рублевке будет дом и у семьи Сергея — как надеется агроном, уже к осени. По программе «Социальное развитие села до 2013 года» он получил от государства 700 тысяч рублей на строительство и добавил еще 300 тысяч рублей своих денег.

— Я понимаю, почему у молодежи нет интереса к сельскому хозяйству. Это тяжелый труд, и практики мало в институте. Чтобы привлечь специалистов, нужны более высокие зарплаты и жилье. Участие в программе не все потянут — там столько бумажной волокиты, — признается Сергей. — И даже в Ивановке людям, кроме «Луча», особенно негде работать. У меня жена работает в Благовещенске — даже не знаю, где ее здесь устроить. Приходится каждый день ездить туда-сюда.

Деньги — не стимул

130 тысяч рублей в качестве подъемных получает каждый молодой специалист сельского хозяйства, который в течение трех месяцев после получения диплома устраивается работать на селе по специальности. Чтобы получить деньги, он должен обратиться в областной минсельхоз не позднее чем через три месяца после трудоустройства. Эту сумму новоиспеченные аграрии и производственники получают единовременно за счет средств амурского бюджета по областному закону «О господдержке кадрового потенциала АПК».

В прошлом году этой поддержкой воспользовались 42 человека, в 2011-м — 53. Правда, некоторым пришлось ее вернуть — они не выполнили условий соглашения с минсельхозом, по которому должны отработать на предприятии не менее пяти лет.

— 42 человека — это и есть те специалисты, которые в прошлом году сразу после окончания обучения устроились работать в селе по специальности, — объясняют в отделе кадровой и организационной работы минсельхоза области. — Выплата распространяется на тех, кому еще не исполнилось 35 лет. Причем не только на выпускников вузов, но и училищ, лицеев и колледжей.

Но, оказывается, эти деньги — не стимул для выпускников. Больше, чем подъемные, их интересует уровень зарплат и развития инфраструктуры на селе. Согласно опросу, проведенному среди выпускных курсов (участие в нем приняли около 30 % студентов), именно эти два показателя будущие специалисты выделяют как решающие.

— Когда мы рассказываем студентам о господдержке, у них столько скепсиса на лицах. Они спрашивают: есть ли в селах садики, школы, магазины, как развито сообщение с центром. А если дороги разбиты и вода привозная — забирайте ваши 130 тысяч и езжайте туда сами, — рассказывают специалисты министерства. — Если в селах будет развита инфраструктура и будут достойные зарплаты, туда пойдут и без этих денег. Молодежь готова работать, если зарплата будет от 40 тысяч плюс подъемные и жилье.

На то, что «студенты предъявляют повышенные требования», главы КФХ сетуют ректору ДальГАУ Павлу Тихончуку.

— Это в 90-е годы главным критерием выбора работы был уровень зарплаты. Сейчас наряду с этим выпускники интересуются, а есть ли в селе садик, хорошая школа, Дом культуры, — говорит Павел Викторович. — Если в селе есть нормальная дорога, есть инфраструктура, то кадровый вопрос решить проще. С другой стороны, у молодежи воспитали культ офисного работника. А сельское хозяйство — это труд. И сейчас у квалифицированного агронома или зоотехника больше перспектив, чем у юриста, например. Агрономы в области и на Дальнем Востоке нарасхват. У нас есть случаи, когда наших выпускников, получивших опыт на производстве, приглашают на руководящие должности в другие регионы на достойные зарплаты — порядка 100 тысяч рублей. Нам говорят, что наши студенты не идут работать по специальности, но это не так. Просто многие из них стараются закрепиться в городах: в дилерских центрах спецтехники, в фирмах по продаже удобрений, ветклиниках и так далее. В прошлом году мы выпустили 550 человек, из них около 200 — специалисты сельского хозяйства. В сельхозпредприятия поехали работать 52 человека, 118 человек устроились работать в сферу, близкую к АПК, на предприятия, занимающиеся переработкой, реализацией сельхозпродукции, сервисным обслуживанием. Как правило, они находятся в городах и районных центрах, где, соответственно, лучше инфраструктура.

Посевная номер раз

С «повышенными» требованиями выпускников полностью согласен директор ОАО им. Негруна Ивановского района Николай Епихин. Хотя и признается, что большинству хозяйств не под силу их осуществить.

— Вы видели, какая нищета в деревнях? Столько лет работали колхозы, а никто никогда не обращал внимания на деревню, — констатирует Николай Романович. — У нас в Новоалексеевке живут около 800 человек, в моем хозяйстве работают 80 человек, а в селе нет ни одного коммунального дома, вода привозная. Я в 1990 году асфальт проложил здесь. А как дожди пойдут так на тракторе не проедешь. Ну кто поедет сюда?! У нас в районе единицы сел, где есть центральное отопление. Надо на государственном уровне разрабатывать для деревни специальную программу, чтобы заинтересовать людей.

Главного агронома для хозяйства Епихин прошлой осенью переманил у соседей из Агросоюза. Сейчас нужен механик и еще один агроном. Говорит, за время своей работы — с 1986 года — он отправил по целевому набору в ДальГАУ уже полсотни местных ребят — никто не вернулся назад. Правда, недавно к нему попросился на практику будущий агроном с четвертого курса ДальГАУ. «Такой напористый парень, и главное — из Благовещенска. Мы с ним договор подписали, я ему жилье съемное нашел — если понравится, оставлю у себя», — говорит Епихин.

Практикант будет помогать на посевной новому главному агроному хозяйства 23-летней Елене Ковалевой. Говорит, когда пришла на работу, впервые увидела технику вживую, до этого — только на картинке. Теперь она легко отличит жатку от сеялки. Тем более что набираться опыта помогают сам руководитель, инженер с бригадиром и остальные мужики. Николай Романович уже подарил ей амбарную книгу — похожую на ту, в которую он сам ежедневно много лет записывает свои наблюдения за погодой.

Молодого агронома отсутствие воды в селе не страшит. А вот печку она — хоть и сельская жительница — никогда не топила. Сейчас для нее в Новоалексеевке ремонтируют ведомственный дом, обещают поставить туда электрокотел, чтобы не утруждать девушку дровами. Лена надеется въехать в жилье к 1 мая, а пока живет у родителей в Дмитриевке — это в 40 километрах от места работы. Она окончила сначала сельскохозяйственный техникум, а в прошлом году и ДальГАУ. Поступала на менеджера, а потом перевелась на агронома — просто за компанию с друзьями.

— В итоге друзья поуходили, а я осталась учиться. Конечно, был соблазн остаться в Благовещенске. Но там берут только в магазин, зарплата маленькая — 15 тысяч, да еще снимать жилье за 8 тысяч. Я пока училась, около года проработала мерчандайзером в «Копеечке», потом на автомойке, — вспоминает она.

На новом месте работы Елена получает больше 20 тысяч рублей и уходить никуда не собирается. На полученные от областного министерства подъемные собиралась купить компьютер и сережки, а пришлось — машину. Чтобы было на чем до работы добираться. Она пока неопытный водитель — стаж всего чуть больше двух месяцев, но девушка не отчаивается и считает, что главное — практика.

Сельские «Рублевки» 

Молодые специалисты и молодые семьи, желающие жить на селе, могут рассчитывать на государственную поддержку на покупку или строительство жилья. По программе «Социальное развитие села до 2013 года» им компенсируют до 70 процентов расчетной стоимости жилья. Стоимость квадратного метра для расчета утверждается ежегодно, и в 2012 году она составляла 24 тысячи рублей — для строящегося дома и 11 тысяч рублей — для вторичного жилья. Жилплощадь рассчитывают исходя из нормативов: на одного человека — 33 квадратных метра, на семью из двух человек — 42 квадрата, на семью из трех и более человек — по 18 квадратов на каждого. Требования к участникам: возраст не старше 35 лет, с оконченным образованием либо студенты последних курсов. Также участники должны работать на селе по договору не менее пяти лет и либо не иметь жилья совсем, либо нуждаться в улучшении жилищных условий. Стоимость выплаты придется вернуть, если участник не проработал пяти лет в сельской местности.

МНЕНИЕ

Павел Тихончук, ректор ДальГАУ:

— Дефицит кадров в сельском хозяйстве существует. Он сложился в 90-е годы, когда развалились многие наши хозяйства. Выпускники тогда получали дипломы и устраивались в жизни кто как мог. Поэтому нарушилась преемственность поколений. Хотя благодаря мерам господдержки сельское хозяйство сейчас активно развивается, это серьезный бизнес. Сейчас развиваются новые технологии, в области есть предприятия, оснащенные новой техникой. Но есть, к сожалению, и отдаленные районы, где все осталось так, как было 30 лет назад. Конечно, туда неохотно едут специалисты. Вместе с тем уже по нашим абитуриентам видно, что интерес к сельскому хозяйству растет. Увеличивается количество выпускников школ, которые целенаправленно поступают на сельскохозяйственные специальности. Хотя, безусловно, перевес на стороне экономических специальностей. Так, в прошлом году на 20 бюджетных мест на экономистов подали 700 заявлений, а на 25 бюджетных мест агрономов — более 35. Чтобы привлекать кадры на село, нам нужно развивать целевой набор. Новый закон об образовании способствует повышению ответственности со стороны студентов-целевиков. Работодателям нужно активнее взаимодействовать со школьниками, платить своим студентам дополнительную стипендию, мотивировать их. Сейчас получается, что на комбайн хозяйство готово потратить 10 миллионов, а на специалистов тратиться не готово. В прошлом году к нам поступили около 90 целевиков, а кроме того, 50 человек из Хабаровска, Якутии, Сахалина, Камчатки и ЕАО.

ЦИФРЫ

Ввод и приобретение жилья для жителей сельской местности, молодых семей и специалистов, занятых в сфере АПК* (тыс. кв. м)

2010 год — 4,2

2011 год — 3,5

2012 год — 3,8

Участники программы*, занятые в сфере АПК

2010 год — 82

2011 год — 64

2012 год — 73

Число районов, участвовавших в программе*

2010 год — 10

2011 год — 12

2012 год — 17

Финансирование программы* в Приамурье (средства федерального и областного бюджетов, млн руб.)

2010 год — 272,6

2011 год — 178,7

2012 год — 272,6

2013 год — 237,9

* федеральная программа «Социальное развитие села до 2013 года»

155 молодых специалистов сельского хозяйства в общей сложности с 2008 года получили подъемные от минсельхоза области.

200 вакансий сейчас открыты в сельскохозяйственных предприятиях области. Требуются все — от скотников до экономистов и юристов. Как сообщают в областном минсельхозе, из года в год эта цифра не уменьшается, несмотря на то, что ДальГАУ ежегодно выпускает около 200 специалистов именно сельскохозяйственной направленности.

281 заявление сейчас в списке на участие в программе со всей области. В этом году на обеспечение жильем молодых сельских семей и специалистов запланировано 110,1 миллиона рублей из федерального и областного бюджетов.

Возрастная категория материалов: 18+