Куда исчезла щука?

Любители отдохнуть с удочкой на Бурейском водохранилище бьют тревогу — последние месяцы из искусственного моря пропала щука. Почему исчезла пресноводная хищница, выяснял корреспондент АП.

— Не клевое это место стало, — замечает опытный рыбак из Благовещенска Владимир Лукин. — Хотя я здесь уже 8 лет рыбачу. Если раньше за выходные дни мы на Бурейском море на троих ловили 30—40 щук, то сейчас зимняя рыбалка не приносит удовлетворения. Последний раз был в начале апреля: за два дня мы вчетвером наловили 9 щук. И не у нас одних плохо ловится — жалуются все знакомые рыбаки.

Как отмечает Владимир Николаевич, рыба из Бурейского моря стала исчезать два года назад. Летом 2012 года щучьи запасы и вовсе истощились. Нынешней зимой и рыбаков здесь поубавилось, хотя раньше воскресным днем на льду стояло более 500 машин.

— В исчезновении щуки виноват затонувший лес, — уверен Владимир Лукин. — Перед заполнением водоема деревья срубили, но не вывезли из мест затопления. Неужели нельзя было на дрова людям отдать?! Пол-области зимой обогреть можно. Сейчас летом по морю страшно плавать: весь берег бревнами усыпан, невозможно причалить. Плавающие деревья сцепляются друг с другом, сбиваются в плоты, превращаются в целые острова. Из-за этого вода гниет, рыба не размножается. Если раньше долбишь лунку — водичка идет прозрачная, пить можно, то сейчас бежит рыжая, будто ржавая.

Рыбаки надеются, что при затоплении котлована Нижне-Бурейской ГЭС строители все же подумают о людях, по-хозяйски зачистят территорию и уберут лес.

Однако надежд рыбаков не разделяет начальник зейского отдела контроля, надзора и рыбоохраны амурского территориального управления Росрыболовства Владимир Толмачев. Владимир Михайлович отмечает — температура воды в Нижне-Бурейском водохранилище будет на порядок ниже, чем в Зейском и Бурейском. Понижение градуса неблагоприятно скажется на нересте. В целом рыбные прогнозы в Приамурье неутешительны.

— Сначала рыбы было много, потом ее не стало. К сожалению, Бурейское водохранилище повторило судьбу многих сибирских искусственно созданных водоемов, — констатирует Владимир Толмачев. — На первом этапе заполнения водохранилищ условия для рыбного воспроизводства были хорошие. К примеру, в свое время в Зейском море в первые годы после затопления ловили более четырех тысяч тонн рыбы. Сейчас всего 120 тонн. Также и на Бурейском — в первые годы хорошо нерестилась щука. Однако во время затопления под воду ушли лес и торфяники. Пошли процессы разложения органики, стал выделяться углекислый газ и фенол. Теперь воспроизводство рыбы идет только в тех притоках, которые впадают в водохранилище. С каждым годом щуки будет становиться все меньше и меньше. Дойдет и до минимальной точки. Когда все это перегниет, рыба опять появится. Сколько должно пройти лет, чтобы все нормализовалось? Более пятидесяти.

Возрастная категория материалов: 18+