«Вот Гитлера мы бы узнали»

Корреспондент АП проверила знания благовещенских старшеклассников о Великой Отечественной войне

Школьники прошлого столетия знали ход Великой Отечественной войны поминутно, помнили имена и лица советских героев, гордились подвигами своих отцов и дедов. С тех пор книги по истории переписывали сотни раз, а исследователи написали десятки альтернативных интерпретаций событий 1941—1945 годов.

Чтобы узнать, что известно современным старшеклассникам о величайших боях ушедшего века, мы распечатали вопросы ЕГЭ и проехались с ними по благовещенским школам. Могут ли наши ветераны верить в то, что никто не забыт и ничто не забыто, проверял корреспондент АП.

Самое легкое — детям

Казалось бы, четырехлетний временной промежуток, столь важный для нашей страны, — неужели так тяжело его запомнить? Однако без спецподготовки провести эксперимент у меня не вышло. И чтобы не сесть в лужу перед моими экзаменуемыми, я на два дня погрузилась в море исторической информации, которую сегодня широко предлагает интернет. В мои школьные годы такого не было — только библиотека, только хард-кор. Учитывая то, что я собиралась застать детей врасплох, специально выбрала из длинного списка только 30 самых легких вопросов.

— Вы к кому? — строгим взглядом остановил меня охранник на пороге одной из благовещенских школ.

Как я ни конспирировалась под ученицу, меня сразу рассекретили. Пришлось выдать цель моего визита и даже засветить рабочее удостоверение, чтобы попасть в милость к суровому дяде.

Коллективная четверка

Для выпускников сейчас самое горячее время, и поймать кого-то для участия в эксперименте оказалось очень непросто. Ребята готовятся к главным экзаменам и к последнему звонку. Когда будущие абитуриенты все же попались ко мне в руки, то подошли к вопросам серьезно и по-деловому. Они окружили меня и, плохо воспринимая вопросы на слух, расхватали листы с заданиями. Несмотря на то что тест был неколлективным, сообща ребята ответили верно почти на все вопросы. Только авторство Седьмой симфонии, посвященной защитникам блокадного Ленинграда, они приписали Сергею Прокофьеву, а не Дмитрию Шостаковичу.

Мне, как филологу, самым легким показалось задание из части Б — указать, какой писатель создал какое произведение. Но дети из этого списка ничего не проходили, кроме «Живи и помни» Валентина Распутина.

Больше всего мне понравилось, что ребята не оставили ни одной пустой клетки и долго спорили, около какого населенного пункта произошло крупнейшее танковое сражение. В итоге они выбрали вариант Смоленск и, к сожалению, ошиблись. Оно произошло 12 июля 1943 года под Прохоровкой.

Молчали, как партизаны

В поисках выхода с территории школы за гаражами я наткнулась на местную курилку. Выдувая сизый дым, ребята активно обсуждали, кто куда поедет отдыхать после зачисления в вуз. Недолго думая, решила внести разнообразие в их общение.

— Ой, это вы неудачно зашли, я сегодня без шпаргалок, — под дружный смех протянул местный заводила, окинув взглядом мой вопросник.

Минут пять помучившись с заданиями, весело констатировали, что толку не будет. Тогда я, как и положено в таких ситуациях, достала задание с картинками. На портретах были изображены герои Великой Отечественной войны, нужно было лишь назвать их имена.

— Неудачные какие-то фотки, — скривили накрашенные губки девушки. — Почему Гитлера нет? Его бы мы точно узнали…

Партизанку Зою Космодемьянскую ребята приняли за Жанну д,Арк, а летчика Алексея Маресьева — за «какого-то известного поэта».

— Вы только не записывайте то, что мы сказали, не позорьте одиннадцатиклассников, — спохватились без пяти минут выпускники. — Там же и умные люди есть, сделайте вид, что нас даже не встречали!

На Жукова не похож

Самый большой интерес у всех старшеклассников вызвало именно задание с портретами. Удивительно, но большинство ребят сразу разглядели Зою Космодемьянскую и совсем не признали в величавом мужчине в орденах маршала Жукова.

— Георгий Жуков был большим коренастым мужчиной с черными волосами, — начинали описывать военачальника дети. — Нет, этот не похож, он лысый, и форма на нем как у летчиков.

Никто не узнал отважного бойца Александра Матросова, так же как и комсомолку Лизу Чайкину. Некоторым ученикам было знакомо имя и подвиг разведчицы, но не внешность. «На уроках нам не показывают портреты, да и вообще мы Великую Отечественную почти не изучали», — признались корреспонденту АП одиннадцатиклассники.

Больше половины школьников, принявших участие в эксперименте, правильно указали важное событие 1943 года — освобождение Орла и Белгорода, значение Сталинградской битвы — коренной перелом в Великой Отечественной войне, и другие факты. Благовещенские старшеклассники испытали трудности с подробностями операции «Багратион», битвой за Днепр, блокадой Ленинграда. Только два ученика смогли вспомнить, сколько дней жили в осаде ленинградцы.

О войне из компьютера

Самая необычная реакция у ребят была на вопрос о начале и конце Великой Отечественной войны. Как правило, они либо сразу называли заученную наизусть дату, либо наотрез отказывались отвечать на этот вопрос. К слову, это были единственные даты, которые мы решили спрашивать у ребят. Остальные вопросы были связаны с событиями, перемещениями и наступлениями советских и немецких войск.

Из всех опрошенных выпускников не набралось и десятка тех, кто выбрал историю для сдачи на госэкзаменах. Обидно, что великий подвиг своего народа современные дети воспринимают только в рамках учебной программы. Да что говорить, если многие школьники узнают о Великой Отечественной войне из компьютерных игр, воюя в одном ряду с немецкими фашистами.

Задание № 2: назвать имена героев войны

Георгий Жуков — узнали 8 учеников

Алексей Маресьев — узнали 2 ученика

Александр Матросов — узнали 0 учеников

Зоя Космодемьянская — узнали 19 учеников

Лиза Чайкина — узнали 0 учеников.


2 школьника из 50 помнят, что блокада Ленинграда длилась 871 день.

Проверьте свои знания о Великой Отечественной войне, ответив на несколько вопросов по истории.  

 

 

Возрастная категория материалов: 18+