«Благовещенцы видят в почте только плохое»

Директор амурского филиала «Почты России» считает, что проблемы почты сильно преувеличены

Вряд ли найдется человек, который хоть раз в жизни не столкнулся с почтой. В редакцию «Амурской правды» обращения по поводу работы организации поступают регулярно, причем всегда — негативные. Сотрудники возмущены низким уровнем заработной платы, большой нагрузкой, клиенты недовольны огромными очередями и сроками доставки корреспонденции. 

О самом важном мы расспросили нового руководителя УФПС Амурской области филиала ФГУП «Почта России» Валерия Мухоедова. Каким получился разговор, читайте в этом материале.

— Валерий Николаевич, вы вступили в должность в сентябре прошлого года, удалось ли решить какие-то наболевшие вопросы?

— Основная задача, которая стоит перед нами, — улучшение качества обслуживания клиентов. Предприятие самое большое в Амурской области, у нас 382 отделения почтовой связи, более 270 из них — в сельской местности. Разительное отличие в отношении к работе почты между городскими жителями и сельскими. В селе люди понимают, что если почта уйдет из поселения, исчезнет индекс и фактически исчезнет населенный пункт. В городе подход абсолютно другой: почту оценивают только с логистической стороны, как транспортную компанию. Это неверно. Если смотреть по области и крупным городам, мы давно уже не монополисты. Вопрос в цене. Мы, как государственное предприятие, не имеем права пересматривать тарифы на почтовую деятельность, они установлены Президентом РФ и являются самыми низкими — чтобы обеспечить доступность для самых незащищенных слоев. Да, качество доставки у частных компаний замечательное, но и цена у них другая. Чтобы было дешево и сердито — так не бывает.

— Почему так существенно отличаются сроки доставки?

— С внутриобластным потоком мы справляемся своими силами. Если рассматривать почтовые отправления по территории страны, то здесь уже включаются межрегиональные отношения, участвуют авиаперевозчики, РЖД. Мы на них повлиять не можем. За 2012 год почтово-багажные вагоны отцеплялись от составов более 70 раз — РЖД подцепляют коммерческий вагон вместо нашего. Встал вопрос об отмене поезда Комсомольск — Тында. Пока вопрос решился положительно, хотя официальной бумаги у нас нет. 11 населенных пунктов под вопросом, дорог там нет вообще. Как вариант — покупка вездехода, но это не решение проблемы. Мы сегодня работаем с нашей компанией (ГУ Амурской области «Амурская авиабаза». — Прим. АП). За один раз они должны брать 120 килограммов почты, но берут 80 — остальное коммерческий груз. Это сказывается на облике всей почты. Работает принцип: о хорошем скажет один человек, о плохом — десять.

— Сейчас люди видят, что можно работать быстрее. Может быть, претензии людей не без оснований?

— Да, можно быстрее — за отдельные деньги. Техническое проникновение интернета в нашей области низкое — около 30 населенных пунктов в области не имеют никакой связи вообще. У нас 20 почтовых отделений не имеют интернета, мы сейчас устанавливаем в них спутниковые тарелки. А вы говорите интернет-торговля. Речь только о 200 тысячах населения Благовещенска.

— Но это тоже солидная часть населения.

— Но население Благовещенска имеет альтернативу. Мы тоже должны исправляться, мы делаем это, но медленно. Почта государственное, но не бюджетное предприятие, нам государство не платит деньги — мы зарабатываем их сами, как можем. Все отделения в сельской местности убыточны. На сегодня государство датирует на доставку одного печатного издания по подписке 2 рубля в год.

— Что касается конкретно нашего, амурского филиала — каковы суммы убытков?

— УФПС России по Амурской области — планово-убыточный филиал.

— Суммы убытков можете назвать?

— Не могу.

— Это секрет?

— Да. Коммерческая тайна.

— Вы же только что убеждали меня, что вы не коммерческая организация.

— Коммерческая тайна и некоммерческая организация — разные вещи. Мы федеральное унитарное предприятие. В любом предприятии есть уровень тайны, есть коммерческая тайна.

— Валерий Николаевич, расскажите о том, что конкретно уже сделано для улучшения качества услуг населению.

— В почтовом отделении № 4 Благовещенска, которое является самым крупным, имеется два входа, сейчас полноценно оказывается весь спектр услуг. Убрали киоски, сделали один магазин, за счет освободившегося места открыли дополнительные окна. Я всегда спускаюсь и смотрю — больших очередей нет. Отдельно сделали корпоративную зону. С марта перевели крупные городские отделения на режим «без обеда».

— Очень много жалоб по качеству работы отделения № 4. Наша сотрудница простояла в очереди несколько часов, но так и не отправила посылку.

— Стояла 4 часа в очереди? Нет. Это неправда.

— Это правда.

— Нет, это физически невозможно — четыре часа простоять. Никогда такого не бывало. Я считаю, сделано немало. Любое движение почты навстречу клиенту сразу принимается в штыки. Из всего потока жалоб 90 процентов — это Благовещенск. Жалобы трех видов: интернет-торговля (где моя посылка?) Второй блок — судебное заказное письмо не пришло. Третья часть жалоб: качество обслуживания. Бывает, что в большом коллективе попадается хамло. Но от этого мы нигде не застрахованы.

— В последнее время участились случаи присвоения денег почтальонами. Как происходит кадровый отбор в вашу организацию?

— В государственной структуре сложно человека нацелить на выполнение результата, если с него 20 лет никто никогда результат не спрашивал. Что касается присвоения денег, хищений, такие моменты есть. Слава богу, нечасто. Мы людей выявляем и наказываем: увольняем, подаем в суд, взыскиваем ущерб. Что такое кадровый отбор? Представьте: деревня, уровень образования — максимум средний. Стараемся работать с администрациями, чтобы они посоветовали нам каких-то людей. Начинаем человека обучать, с улицы никогда не берем: он проходит различные тесты и сдает экзамен.

— Есть жалобы по поводу гонений на работников, что с приходом нового руководства их вынуждают увольняться. Есть конкретные фамилии, которые нам сообщили работники почты.

— В такой большой организации всегда есть подковерные игры. Анонимки рассматривать неблагодарное дело, это сведение личных счетов. Если вопрос задается честно и открыто, то и получается честный ответ. В государственном предприятии нельзя незаконно уволить. Человек сразу идет в прокуратуру, в трудовую инспекцию. Ни одного случая восстановления на работе не было. По статистике, людей стало уходить меньше. Основная текучесть на производстве: почтальоны, операторы почтовой связи, начальники отделений почтовой связи.

— То есть дефицита кадров нет?

— Дефицит кадров составляет порядка 4 процентов от коллектива. Это рабочая ситуация. Основная причина увольнения — неудовлетворение заработной платой. В начале 2012 года все сотрудники были переведены на сдельную оплату труда — за каждую операцию идет наценка. Это хорошо для тех, кто хочет заработать. В Благовещенске есть операторы, которые получают более 35 тысяч в месяц. Я не могу людям поднять зарплату, но я могу научить их зарабатывать.

— Какая средняя заработная плата работников по области?

— 15—17 тысяч рублей у операторов и почтальонов в сельских отделениях. Это только основной заработок. Плюс на каждое отделение выставляется план, сотрудники получают премии — и они достаточно хорошие.

— Есть должности, например, операторы подписки, которые не работают с населением и не могут влиять на свою заработную плату. Со всеми надбавками у них зарплата 9 тысяч рублей. Это реальный пример.

— Уверяю, 9 тысяч у нас не получает никто.

По-вашему, человек обманывает?

— Нет, он просто не умеет считать. Люди получают зарплату два раза в месяц. Получил один раз и думает, что это зарплата, а это только аванс. И человек жалобы пишет. Мы его вызываем — получал аванс? Да. Сколько всего зарплата? 17 тысяч. Люди просто подвержены общему движению: хорошего не видит никто, а плохое хотят увеличить и раздуть. Хотите разобраться нормально в своей зарплате — пожалуйста. Люди старой закалки всегда чем-то обижены, перестроиться на новые рельсы у них не получается. Мы пытаемся заставить старую машину ехать по-новому, это невозможно сделать без смены деталей, без обработки деталей. Если человек так мало получает, почему он столько лет там работает? Его что, держат насильно?

Киоски сокращать не будем

— Печатные издания волнует проблема закрытия киосков по всей области. 

- Из мэрии нам пришло письмо, согласно которому все 27 киосков мы должны были привести к единому стилю. За каждый киоск нам пришлось бы заплатить 300 тысяч рублей. Я встретился с главой администрации, мы пришли к компромиссу, но один киоск — возле областной больницы — потеряли. В итоге их осталось 26. Ведем переговоры с главным врачом больницы, хотим внутри открыть что-то типа отделения почтовой связи. Если рассматривать 2-й и 3-й микрорайоны, то там всего лишь два отделения — и их не хватает. Плотность застройки колоссальная, помещения купить мы не можем, ответ от муниципальных властей один: нет помещений. Я не хочу сокращать сеть киосков. Возможно, просто сделаем ротацию по городу.

ЦИФРЫ

15-17 тысяч рублей составляет средняя заработная плата работника почты.

70 печатных киосков в Амурской области.

120 тысяч клиентов в день обслуживает амурский филиал почты.

3 тысячи  сотрудников работает в амурском филиале почты.

480 объектов находится в ведении амурского филиала «Почты России».

270 автомобилей развозят корреспонденцию по области.

25 тысяч километров составляет почтовый тракт в Амурской области.

Возрастная категория материалов: 18+