Продавцы на вес золота

Маленькие магазинчики и торговые гиганты не могут наладить качественный сервис

По данным опросов, хамство продавцов в магазинах ведет к потере 69 процентов клиентов. В то же время кто из нас в повседневности не сталкивался с грубостью человека за прилавком? Даже в Благовещенске, буквально напичканном разного рода торговыми точками, не так просто найти магазин, сотрудники которого ориентированы исключительно на интересы покупателя. 

Владельцы небольших отделов и даже торговые гиганты хором жалуются на дефицит хороших кадров. При этом желающих работать в сфере продаж в областном центре предостаточно. Кто сегодня надевает фартук продавца, с какими внутренними проблемами сталкиваются хозяева магазинов и в чем причина «советского сервиса» в Благовещенске, выяснял корреспондент АП.

По словам заведующей одним из благовещенских магазинов Татьяны, найти сегодня хорошего работника — целая проблема. Причем недостатка обращающихся по вакансиям нет: люди звонят, приходят на собеседование, заполняют анкеты, устраиваются. Требования по работе в торговой точке невысокие — желательны стаж и опыт работы, чтобы человек умел общаться с покупателем, работать с товаром. Образование — среднее специальное и высшее, возраст значения не имеет. Руководство магазина говорит, что все зависит от того, как пройдет собеседование.

— В нашей анкете достаточно много пунктов: личные данные, место проживания, семейное положение, задолженности по кредитам, какие-либо криминальные эпизоды и так далее. Конечно, могут написать где-то неправду — так чаще всего и бывает, но приходится верить на слово. Люди приходят с конкретным желанием работать, после собеседования сам еще никто не ушел, — говорит Татьяна. — Проблемы возникают после испытательного срока (у нас это один месяц). Когда еще торговали в павильоне, относительно продавцов у нас всегда было две главных проблемы — алкоголь и кражи из кассы. Смотришь, женщина вроде работает нормально, а потом внезапно уходит в запой и нет ее на работе. Такая история повторялась несколько раз с разными сотрудниками. Еще продавцы воровали. Это даже несмотря на то, что у нас стояли камеры видеонаблюдения. По итогам месяца бывали недостачи по сто тысяч рублей. Все доказательства на пленке, но в полицию мы не обращались никогда, просто разрывали договор. Деньги нам ни разу не вернули.

Предпринимательница рассказывает, что для нормальной организации работы тогда нужно было два-три продавца. Но фактически в штате иногда состояла только одна девушка, потому что ее коллеги загуляли или были уволены за недостачи.

Сейчас в ведении у Татьяны магазин побольше — в мини-маркете числятся уже четыре продавца, которые работают по двое с графиком два через два и зарплатой в районе 15—17 тысяч в месяц. То ли по причине везения, то ли из-за нанятого не так давно охранника в последние месяцы никаких проблем с сотрудниками не было.

Проблемы, с которыми сталкиваются хозяева небольших точек, актуальны и для торговых гигантов. По словам директора по персоналу торговой сети «Кэш&Кэрри» Анны Волинец, в поиск рядовых сотрудников, их подготовку и обучение вкладываются огромные усилия, однако непрерывная текучка кадров сводит проделанную работу к нулю. Среди причин частых увольнений продавцов и мерчендайзеров из сети, в которой трудится около 650 человек, занимающихся выкладкой и продажей товара, — воровство, пьянство и просто банальное нежелание работать.

— Требования при приеме на работу у нас минимальные, можно сказать, что их вообще нет. Мы даже готовы обучать людей, которые приходят к нам без опыта, этим занимается целый штат менеджеров по работе с персоналом. Главной проблемой, с которой мы сталкиваемся, является низкое качество подготовки и не совсем добросовестное отношение к своей работе новоприбывших и уже действующих сотрудников, — поясняет Анна. — Не секрет, что место продавца, этикетировщика или мерчендайзера для многих не предел мечтаний. К сожалению, на эти должности приходит очень мало сотрудников, которые действительно считают своим призванием торговлю. Как правило, это люди, попавшие в сложные жизненные обстоятельства или временно неспособные двигаться по карьерной лестнице. В то же время есть примеры, когда из кассиров вырастали директора магазинов.

Как и в случае с небольшим магазином, для крупной торговой сети проблема заключается не в том, чтобы найти сотрудника, а в том, чтобы заставить его работать. Даже если продавцам предлагают приемлемую в этой сфере зарплату, нормальные условия труда и систему бонусов за хорошие показатели (например, ежемесячное премирование кассиров за самую эффективную выручку), большинство случайных людей неизбежно отсеиваются из-за своего прохладного отношения к работе. Вместе с тем желающие стать продавцами обращаются непрерывно. Только за 2012 год работать в «Кэш&Кэрри» пожелали 4,5 тысячи человек. На работу было принято около 800 из них.

— Мы ищем сотрудников в основном с помощью газеты платных объявлений. Около 60 процентов обращающихся к нам получают информацию из этого источника. Кроме того, развешиваем объявления в своих торговых точках. Если люди приходят из центра занятости, то в 99 процентах случаев просят нас просто поставить печать о непригодности — по какой-то причине они не хотят работать, хотя являются вполне трудоспособными, — продолжает Анна Волинец. — С другой стороны, в летнее время центр занятости нам очень помогает. Например, когда по направлению оттуда к нам приходят несовершеннолетние сотрудники, то они уже знают, что, помимо нашей зарплаты, получат деньги еще и от центра занятости. Это их удерживает на временной работе.

По данным центра занятости Благовещенска, сегодня напряженности на городском рынке труда для продавцов нет. Вакансий достаточно, и их количество преобладает над числом граждан, желающих устроиться на такую работу с помощью биржи труда. Сегодня работодатели через городской центр занятости ищут 85 продавцов продовольственных товаров, 51 — непродовольственных и двоих продавцов широкого профиля (смешанных товаров). Благовещенцев, желающих работать в этой сфере, зарегистрировано в общей сложности 97.

— К сожалению, далеко не все работодатели обращаются в службу занятости, чтобы предложить свои вакансии. Кто-то дает объявления в газеты, на телевидение. Часто такие бумажки можно увидеть на дверях магазинов и супермаркетов. Кроме того, к нам идут далеко не все соискатели, но со своей стороны мы помогаем как можем, — говорит заместитель руководителя Центра занятости населения города Благовещенска Елена Горелик. — Наши специалисты подыскивают новую работу соискателю исходя из квалификации, образования, зарплаты на предыдущем месте и многих других параметров. Поэтому не все имеющиеся вакансии мы можем «свести» с людьми, числящимися в нашей базе. 

В городском центре занятости отмечают, что заработная плата продавца, которую предлагают сегодня работодатели, варьируется от 5 до 20 тысяч рублей в месяц. Больше всего вакансий с ежемесячным вознаграждением в пределах 10 тысяч.Из числа ищущих работу продавца через благовещенский центр занятости только шесть процентов имеют высшее образование. Чуть более 30 процентов соискателей в прошлом получили диплом продавца. Среди соискателей также встречаются бухгалтеры, педагоги, воспитатели, менеджеры.

У продавцов магазина свои интересы, у магазина — свои

— Устроиться в нормальную торговую сеть довольно сложно — признается Сергей, бывший продавец в одной из крупных торговых сетей по продаже компьютерной техники. — Мне, например, помог приятель — сотрудник магазина, который написал за меня резюме, хотя я тогда даже не мог отличить видеокарту от процессора. Со мной вместе были еще двое новичков, нас всех закрепили за одним наставником. Показали склад, торговый зал и дали два дня на ознакомление. Потом я понял — у компании свои интересы, у продавцов свои, а то, что действительно нужно покупателю, мало кого волнует, кроме него самого. Если недостача — высчитывают с нас, а продавать надо как можно больше. Вот мы и продавали залежавшийся товар, чтобы получить бонусы к зарплате, мстили вредным клиентам, советуя всякий хлам, и так далее. У нас в области и в России вообще сервис строится по принципу — «знакомому помогу, остальных можно обмануть». В 95 % случаев такая схема работает в любой сфере. Поэтому я всегда сам по возможности обращаюсь к знакомым.

Сельские магазины бьют тревогу

Больнее всего переживают нехватку квалифицированных и дисциплинированных кадров магазины, расположенные в небольших селах. По словам хозяина одной из таких торговых точек в Магдагачинском районе Александра, проблема пьянства и воровства из кассы сегодня актуальна как никогда. За последние два года его сельмаг сменил уже троих продавцов. Предприниматель жалуется, что у его сотрудников иногда доходит до распития спиртного в компании приятелей прямо на работе, причем закуска и выпивка часто проходят за счет заведения. «Я уже и камеры видеонаблюдения поставил, но это никого не пугает. Приходится увольнять за несоблюдение трудовой дисциплины. Сейчас вроде женщину взял, работает понемногу, нареканий практически нет. Дело в другом — у нас поселок небольшой, народу мало живет, и никто не приезжает сюда жить. Боюсь, через несколько лет всех возможных претендентов перепробую на это место, что тогда? Опять сам буду за прилавком стоять, а ведь нужно еще как-то бизнес продвигать. Или вообще брошу все это дело, как надоест изворачиваться».

Благовещенская кузница магазинных кадров

В Благовещенске профессиональной подготовкой продавцов занимается профессиональный лицей сервиса и торговли. Только в минувшем году из стен этого образовательного учреждения выпустилось 66 человек, подтвердивших свое право стоять за прилавком экзаменами и дипломом. По данным сотрудников лицея, 49 выпускников прошлого года на сегодняшний день работают по специальности. Педагоги считают, что это довольно высокий показатель, так как нетрудоустроенные либо продолжили обучение по специальности, либо остались дома по объективным причинам.

— Наши студенты получают образование по специальности «Продавец-контролер-кассир». После окончания они могут работать как с продовольственными товарами, так и с промышленными, — рассказывает старший мастер профессионального лицея сервиса и торговли Ирина Тарасовская. — В большинстве своем это девушки, очень редко в группе учатся по одному-два парня. Например, сейчас у нас первый курс продавцов — одни девчонки. К моменту окончания учебы многие начинают устраивать личную жизнь, выходят замуж, рожают. Поэтому о стопроцентной занятости наших выпускников речи не идет. Многие продолжают обучение в институтах и техникумах. Вместе с тем это очень перспективная профессия, которая востребована у нас в области. Благовещенск даже перенасыщен разного рода торговыми точками — у наших выпускников нет проблем с трудоустройством.

По словам сотрудников лицея, на рынок труда их студенты приходят подготовленными. У образовательного учреждения подписан договор с одной из крупных торговых сетей — там учащиеся проходят практику по продовольственным товарам. С непродовольственными товарами продавцы-лицеисты работают в одном из отделов благовещенского универмага.

Педагоги отмечают, что у ребят нет никаких проблем с устройством на преддипломную практику и часто они остаются работать на своих «дипломных» предприятиях. Еще одна особенность этой специальности состоит в том, что практика у продавцов, в отличие от многих других направлений обучения, всегда оплачивается.

— При этом каких-то предпочтений к продовольственным или непродовольственным товарам нет. Где больше платят, туда выпускники и устраиваются. Часто ребята у нас идут в крупные сети супермаркетов, — делится наблюдениями Ирина Тарасовская. — По их словам, при нормальном отношении к работе там хорошие условия труда и достойная зарплата. На работодателей они в основном не жалуются. А не нравится — просто уходят в другой магазин. Если и возникают какие-то проблемы, то только по вине самих работников. Но это проблема всей нашей молодежи — часто они просто не хотят работать. К сожалению, сегодня у молодых людей слишком много прав и мало обязанностей, к труду их с детства никто не приучает.

По данным рекрутингового интернет-агентства HeadHunter-Дальний Восток, в апреле 2013 года из более чем 300 вакансий в их базе почти 20 %  пришлось на  объявления  формата «Требуется продавец».

2,5 года длится курс обучения на продавца в профессиональном лицее сервиса и торговли для поступающих на базе девяти классов. На базе 11 классов этой специальностью овладевают всего за десять месяцев.

Возрастная категория материалов: 18+