Элитный скот «Поляного» пустят на мясо

Власти ищут инвестора, который возродит в Семиозерке загубленную ферму

Племенной скот молочной фермы ОАО «Поляное», которое на прошлой неделе признали банкротом, скорее всего, пустят на мясо. Сейчас на комплексе в Семиозерке Ивановского района остается более 400 голов. По словам сотрудников, собственник предприятия поставил задачу — за месяц забить всех коров. Однако официально этого никто не подтверждает. Судьбу поголовья должен решить конкурсный управляющий.

Как говорят представители акционера, истощенное стадо восстановлению не подлежит. Ослабленных коров на ферме забивают ежедневно. Животных, которые были в удовлетворительном состоянии, уже вывезли в другие хозяйства.

Процедура конкурсного производства, которая должна продлиться до 3 декабря, почти не дает шанса австралийским буренкам. Имущество ОАО «Поляное» пустят с молотка. Все собеседники АП уверены: продолжать держать и кормить истощенное стадо в Семиозерке все это время не будут. Впрочем, от элитного поголовья остались только рожки да ножки. Молодняк, стельных телок и других животных, которые были в более-менее нормальном состоянии, продали.

Массовой дойки уже нет — высокоудойных голштино-фризов несколько месяцев держали впроголодь, поэтому молоко у них «перегорело». Доят только новотельных буренок, чтобы напоить телят. А когда-то здесь надаивали по 15—17 тонн парного за день. Кстати, как стало известно АП, предприятие еще не рассчиталось за покупку австралийского скота в лизинг.

— Скотины уже мало. Коров, больных и слабых, все это время вырезали и продолжают, — сообщили нашему корреспонденту семиозерцы. — Коровы все до одной истощенные. Агропром поставил задачу — за месяц всех их выбить. Деньги пойдут на выплату зарплаты, долгов. Скот забивают ежедневно. Что будет с молодняком, неизвестно. Телят жалко! И стельных телочек! Продавать живым весом мы не можем, потому что действует ограничение из-за лейкоза. Продавать можем только на мясо.

На начало июня на ферме оставалось 476 голов КРС. Из них, по словам работников, 327 дойных и сухостойных коров, остальные — молодняк и стельные. В середине апреля в Семиозерке было 860 животных, в том числе 325 — дойного стада. Для сравнения: на 1 января, по информации минсельхоза области, поголовье фермы насчитывало 911 голов, в том числе 418 — дойные коровы. А в лучшие времена, когда «Поляным» руководил Дмитрий Котелкин, общее поголовье на комплексе доходило до 1 600 голов.

По словам работников, стадо не голодает — его по-прежнему кормят раз в день. Агропром оплатил покупку 60 тонн сенажа у ОАО «Димское», правда этого тоже хватит ненадолго.

Сейчас все ждут приезда конкурсного управляющего. На эту должность назначена Виктория Федосеева, член некоммерческого партнерства «Межрегиональный центр арбитражных управляющих», зарегистрированного в Ярославле. Распоряжаться имуществом теперь имеет право только она. Выяснить, действительно ли Агропром поставил задачу вырезать скот за месяц, мы попытались у представителя акционеров — последнего председателя ликвидационной комиссии Алексея Сюскалова. Он пробыл на этой должности недолго и лишился полномочий с назначением конкурсного управляющего. Из ответа стало понятно, что судьба несчастных животных фактически предрешена.

— Есть такая договоренность, чтобы выплатить заработную плату, Москвой поставлена задача рассчитаться с людьми. Но учитывая, что идет конкурсное производство, теперь все зависит от конкурсного управляющего — решение будет принимать только она: сколько и когда продавать, резать10 коров и покупать корма остальным или зарезать всех и выплачивать долги. Но поголовье истощено, восстанавливать его бесполезно. Больше денег уйдет на восстановление, — отметил Алексей Владимирович. — На ферму действительно наложено ограничение по лейкозу — ветслужбой запрещена продажа живым весом, то есть живым скот с фермы не выпустят. И так, и так, как бы мы ни хотели, все равно получились виноваты перед всеми, к сожалению. Если раньше коров, зараженных лейкозом, было процентов 20, то на эту весну в апреле — уже почти 90 процентов. Если бы сразу больной скот отделяли — откармливали и отправляли на убой… А все стадо содержится вместе. Значит, рано или поздно все животные заразятся. Да, забой ведется практически ежедневно — режут слабых лейкозных коров, все согласовано с ветслужбой.

Тяжелые времена у поставщика продукции для гособоронзаказа начались после того, как ФГУСП «Поляное» было акционировано и стало «дочкой» ОАО «Агропром», входящего в погрязший в уголовных делах холдинг «Оборонсервис». Как уверены бывшие работники предприятия, специально для того, чтобы уничтожить успешное сельхозпредприятие, летом 2010 года и был уволен руководитель Дмитрий Котелкин. А с осени прошлого года длилась добровольная ликвидация ОАО «Поляное». Бардак — так говорят семиозерцы о том, что творилось на животноводческом комплексе. В том, что ферма оказалась брошена на произвол судьбы без финансирования, а коров морили голодом, виноватых, видимо, много. Пока разгорался коррупционный скандал вокруг Минобороны, «Оборонсервиса», Агропрома и менялось руководство, Москве было не до того, что происходило в Семиозерке. Много вопросов есть к временному хозяину, РКЦ «Рассвет», который с четвертого квартала 2012 года оказывал услуги по содержанию, кормлению животных и реализации молока, а также к председателю ликвидационной комиссии Артему Косицыну, который был последним гендиректором «Поляного». Именно на ликвидатора была возложена задача следить за имуществом.

Областные власти пытались спасти ферму, находили инвесторов, но долгие переговоры результатов не дали. Не отдали комплекс военные и ФГУП «Амурское» ФСИН России, которое заготавливает продукцию для заключенных. Пока суд да дело, ферма просто пришла в негодность. Напомним, в конце апреля казалось, что выход найден — на встрече в Москве была достигнута договоренность между губернатором Олегом Кожемяко и замминистра обороны РФ Русланом Цаликовым о передаче семиозерской фермы на баланс министерства имущественных отношений Амурской области. Оставалось только решить, на каких условиях. Однако позже Агропром пошел на попятную, выдвинув новые требования. Если сначала речь шла о том, что областной бюджет возьмет на себя часть долга «Поляного» — погасит задолженность по зарплате, рассчитается за электроэнергию и по долговым обязательствам в бюджеты всех уровней, фонды (всего около 200 миллионов рублей), то впоследствии холдинг стал настаивать на погашении еще 400 миллионов. Такая сумма неподъемна для области с ее с дефицитным бюджетом — тем более учитывая ужасное состояние поголовья.

В конце мая на ферму приезжал гендиректор Агропрома. 29 мая холдинг расторгнул договор с «Рассветом». После жалоб семиозерцев в АП на то, что фирма вывозит технику и растаскивает имущество предприятия (средства от продажи которого могли бы пойти на оплату долгов), ситуацией заинтересовались правоохранительные органы, а холдинг сменил начальника охраны на ферме.

Из семиозерцев на ферме сейчас работает около 20 человек. Когда-то здесь трудились более ста селян — треть местного трудоспособного населения. Правительство области намерено бороться за возрождение животноводческого комплекса — градообразующего предприятия Семиозерки. В ферму вложено немало федеральных средств, поэтому власти приложат все усилия, чтобы на месте загубленного хозяйства появилась именно молочная ферма.

«Мы готовы купить и спасти коров»

Как выяснила АП, в Приамурье есть хозяйства, готовые приобрести несчастных коров и спасти их. Если, конечно, им дадут это сделать и станет понятно, у кого покупать.

— Мы с осени прошлого года хотим взять этих коров, но не понимали, у кого их приобрести. Ферма же толком без хозяина, — рассказали АП руководители одного из амурских хозяйств. — Коровы там действительно замученные. Но выбрать там есть из чего — даже если из 100 голов 15, но все же. Животные перенесли огромный стресс, гарантий, что можно такую корову вытянуть, тем более в производственных масштабах, нет. А вот маленькое хозяйство может попытаться. А лейкоз во всем мире не считается заболеванием — например, в Германии, Канаде. За границей такие коровы содержатся в общем стаде, и никто их не делит. У нас все раздуто. На самом деле, как происходит заражение, на 100 процентов неизвестно. Для человека лейкоз крупного рогатого скота не представляет никакой опасности. Мясо и молоко можно употреблять после термической обработки.

Специалисты, которые видели истощенное семиозерское стадо, говорят: чтобы вернуть его на былой уровень, поголовье надо менять. «Оставить какое-то количество телок, нетелей — это ничего не даст. Естественно, такая ферма должна иметь большое поголовье. Если корова не доится, то после того как ее осеменят, отелится и начнет доиться. Но не факт, что она сможет давать столько молока, сколько положено — до 80 процентов может сбросить. Но опять же зависит от ухода и кормления».

МНЕНИЕ

Владислав Бакуменко, заместитель председателя правительства области, бывший глава Ивановского района:

 — Есть закон, и его не обойти. Решение о том, что делать со скотом, будет принимать конкурсный управляющий. Ранее часть коров забрали предприниматели из села Богородского Ивановского района, а также из Завитинского района. Оплачивали они их или нет, нам неизвестно. На тот момент еще действовал договор, по которому от имени «Поляного» хозяином на ферме выступал РКЦ «Рассвет». Мы пытались спасти предприятие — помогали с кормами, договаривались с другими хозяйствами отпускать их в долг, вели переговоры с энергетиками, чтобы они не обесточивали ферму. Однако передача животноводческого комплекса в собственность области, несмотря на, казалось бы, достигнутые договоренности, так и не состоялась. К сожалению, мы не имели права решать судьбу стада, принадлежащего хозяйствующему субъекту, и вообще вмешиваться. Таких полномочий нам никто не давал. Скот, конечно, загублен. Состояние животных сегодня неудовлетворительное. После обследования коров ветеринарными службами будет дано заключение, какую часть поголовья можно реализовать или пустить на убой. В любом случае только конкурсный управляющий имеет право принимать такое решение. Правительство области однозначно сделает все, чтобы сохранить в Семиозерке животноводческий комплекс, чтобы помещения были проданы именно под ферму. Мы будем и дальше вести переговоры, встречаться с конкурсным управляющим. Сейчас ищем инвестора, который приобретет здания фермы. Даже если желающий не будет найден, то планируем через областные структуры участвовать в торгах. Сделаем все, чтобы площади в Семиозерке использовались по назначению — для возрождения крупной молочной фермы.

897 млн рублей — кредиторская задолженность ОАО «Поляное» на 1 апреля. Из них 701 тысяча рублей — долги по зарплате и выходному пособию коллективу  рублей .

Лейкоз крупного рогатого скота — хроническая инфекционная болезнь опухолевой природы. Заболевание протекает бессимптомно или проявляется лимфоцитозом и злокачественными образованиями в кроветворных и других органах и тканях.

Возрастная категория материалов: 18+