Колыбель для кедра

В амурском филиале ботанического сада выращивают зеленых великанов

Трудно представить, но из крошечного орешка вырастает зеленый великан — кедр, жемчужина дальневосточной тайги. Дерево жизни, кедр-кормилец, лесной целитель — так в народе ласково называют краснокнижного исполина. Однако, чтобы достигнуть высоты небоскреба и могучей талии, гиганту приходится ждать 500 лет.

А кормить людей питательными и целебными орешками хвойный исполин начнет только через 80 лет после появления на свет. До полувека своей жизни он, как ребенок, нуждается в особой заботе и опеке.

Создать колыбельную для кедра, а затем выпустить окрепшее дерево в мир решила научный сотрудник амурского ботанического сада-института Яна Болотова. Четыре года назад кедровая няня посадила на экспериментальном участке орешки. Сейчас здесь пробиваются к свету несколько десятков саженцев. За будущим лесным потенциалом наблюдали корреспонденты АП.

Лесной огород

Этот уголок заповедной природы надежно укрыт от посторонних глаз лесом. На небольшой полянке под навесом на грядках растут кедр, ель, сосна, туя, можжевельник. В помещении лаборатории интродукции амурского филиала Ботанического сада-института ДВО РАН стоят резиновые сапоги, валенки и лыжи — по-другому зимой и летом до подопечных деревьев не доберешься. Научный сотрудник Яна Болотова больше похожа на школьницу, хотя стаж ее научной работы — восемь лет. «Все, кто ухаживает за растениями, молодо выглядят, — с улыбкой поясняет молодой ученый, забираясь в резиновые сапоги. — Пойдемте, я вам наши хвойники покажу».

Благодаря можжевельнику в питомнике дышится легко и свободно. Уникальный зеленый труженик выделяет баснословное количество фитонцидов — 5 гектаров можжевельника способны очистить воздух крупного промышленного города. По соседству с ним пихта, тис, туя, лианы, которых не встретишь в амурских лесах.

Под крышей ботанического сада произрастают более 650 видов растений, собранных из разных уголков земного шара. Как говорят, любой гад любит пригляд. Поэтому на каждый зеленый экспонат заведен свой паспорт, где прописан вид, возраст, происхождение. Питомцы постоянно находятся под наблюдением. Ученые также ведут списки посеянных, но не прижившихся из-за климата деревьев. Наука — вещь серьезная.

— А вы знаете, как отличить сосну от кедра? — задает вопросы Яна Болотова по ходу нашего маршрута. — У кедра по пять иголочек в пучке, у сосны — две. Дерево, именуемое в народе кедром, кедром-то и не является. Это сосна корейская, в Сибири и Забайкалье — сосна сибирская. Приамурье — экстремальная зона для кедра. Но если таежный великан решил здесь поселиться, его надо охранять. В нашем регионе сосна корейская произрастает только в Бурейском и Архаринском районах, но с каждым годом ее численность резко сокращается из-за пожаров и лесозаготовительных работ. К сожалению, работа по восстановлению кедровников в Амурской области практически не ведется. Это наносит вред экосистеме: пересыхают малые реки, зарастают озера, ухудшается среда обитания животных. Противодействовать активной деятельности человека можно лишь созданием искусственных посадок леса.

Чем сейчас и занимается куратор хвойного питомника. «Конечно, пока это капля в море, — считает молодой ученый, — но если каждый неравнодушный человек, вооружившись необходимыми знаниями, посадит дерево, наша планета станет еще зеленее».

Из детского сада в школу

Создать на экспериментальном участке колыбель для кедра — личная инициатива Яны Болотовой. И хотя результат деятельности будет виден только нашим внукам и правнукам, девушка работает засучив рукава. В 2009 году под кедровые посадки была разработана небольшая деляна в 150 квадратных метров. Из Хинганского заповедника в Благовещенск привезли мешок кедровых шишек, в землю посадили тысячу орешков.

— Несмотря на то что кедр — зеленый великан, до полувека жизни это создание хрупкое и нежное, — уточняет Яна Владимировна. — С ним, как с младенцем, необходимо нянчится. В этих горшочках деревцам всего четыре года — за это время они выросли на десять сантиметров. Здесь в посевном отделении несколько десятков сосны корейской. Каждое деревце требует научного подхода и простой крестьянской заботы. Ростки надо поливать, полоть, пикировать. Главное условие для роста — затенение. Мы сами установили опоры, натянули сетку. Но эта изгородь держится на честном слове: зимой рано выпал снег, и все завалилось. Сейчас мы планируем установить более крепкие столбы и сделать потолок из реек с просветом.

Из колыбели кедровый подрос попадает в школьное отделение, где саженцы продолжают крепнуть. Но на 150 квадратах особо не разрастешься, поэтому деревца сразу пересаживают на постоянное место жительства в лес. Чтобы они постоянно были под наблюдением, Яна Болотова планирует очистить участок земли и поместить малышей туда. Потом полянку распашут, а на месте прилегающей к ней канаве создадут лесное озерцо. В перспективе работникам ботанического сада хотелось бы создать здесь уголок кедрово-широколиственного леса. Кедровник — это волшебный лес, природный монастырь. Здесь поют птицы и прыгают белочки. Но для того чтобы сказку сделать былью, нужно время, энтузиазм неравнодушных людей, большие физические и финансовые затраты.

Не обходится и без варварства, и пока одни выхаживают кедровое достояние республики, другие его бездумно уничтожают. Как рассказывают научные сотрудники, год назад на территории рос десятилетний кедр, это дерево было всеобщим любимцем. «Этот кедр особенный, — вспоминает Яна Болотова, — очень пушистый. Он всех нас радовал. Какой-то пьяный мужик шел мимо, взял его за макушку и выдернул с корнем. Просто так, от нечего делать. Потом где-то выкинул по дороге. Мы пытались пойти по следу, найти кедр, попробовать оживить его. Но тщетно».

Музей под небом

Ботанический сад — это музей под открытым небом. Если учесть, что возраст большинства дендрариев 200—400 лет, то амурское отделение — самое молодое в России. Ему 18 лет, но практической деятельностью здесь занимаются недавно. Как рассказал директор Амурского ботанического сада Олег Жилин, на предприятии работают 33 человека четверо из них — мужчины. Так что амурский сад — настоящий цветник, который возделывается только женскими руками. «Между ботаническими садами всего мира постоянно идет обмен семян, — поясняет Олег Викторович, — мы в свою очередь можем предложить 375 наименований. Пользуются спросом все растения, занесенные в Красную книгу Амурской области, а также монгольский дуб, сосна. Но самые популярные экземпляры — рябина амурская, дальневосточные орхидеи (венерины башмачки) и обыкновенный подснежник, который и не подснежник вовсе, а прострел даурский. Синий цветочек, растущий прямо под ногами».

Как посадить кедр

Вы можете приобщиться к делу Яны Болотовой и оставить свой экологический след в природе. Посадить кедр можно и на своем дачном участке, а затем выпустить его на волю. Главное — учесть несколько условий. В конце сентября выберите место посадки, желательно чтобы оно было слегка затененным. Разбейте участок на неглубокие 3—5 сантиметров бороздки. Для того чтобы семя проклюнулось, нужна влага. Хорошенько проливайте бороздки, чтоб вода из них не уходила, подмерзла. В первые заморозки положите орешки на расстоянии десять сантиметров друг от друга. Присыпьте семена теплой землей, приготовленной заранее. Прихлопните грунт и ждите до весны. Полите и поливайте аккуратно, у кедра слабая корневая система.

ЦИФРЫ

45 метров в высоту и 1,5 метра в диаметре может достигать кедр.

250 лет — через такой период жизни кедр вырастает на 30—32 метра.

80 лет с момента посадки дерево будет плодоносить.

800—850 лет — максимальная продолжительность жизни.

5 гектаров — площадь искусственных насаждений кедра в поселке Широкий Лог Серышевского района. На сегодняшний день это единственный питомник кедра в Приамурье.

Возрастная категория материалов: 18+