Конструкторы ракет рассказали о технике и рисках космодрома Восточный

Амурчанам не стоит бояться гептила. Такую уверенность высказал руководитель Роскосмоса Владимир Поповкин. В минувшую субботу по его инициативе в Углегорске прошла информационная встреча. О мерах, которые должны обеспечить нашему региону экологическую безопасность, депутатам, представителям общественных организаций и СМИ рассказали конструкторы ракет и разгонных блоков, а также ученые.

За последние несколько месяцев вопрос экологической безопасности стал одним из самых актуальных среди амурчан: некоторые общественные деятели уверяют, что топливо гептил опасно для жизни в Амурской области, люди, поддавшись панике, собирают чемоданы и уезжают жить в другие регионы. Глава Роскосмоса Владимир Поповкин признался, что инициировал встречу, чтобы расставить все точки над i. Отметил важность вопроса экологии и губернатор Олег Кожемяко. Владимир Поповкин сразу предупредил, что готов ответить на любые вопросы, и не слукавил: обсуждение безопасности Восточного затянулось на несколько часов.

Что попало в космос, обратно не возвращается

В начале совещания перед собравшимися выступил заместитель главы Роскосмоса Александр Лопантин. Он напомнил о том, что создание Восточного — задача государственной важности, рассказал о работах, которые сейчас ведут строители.

Затем слово взяли создатели космической техники. Конструкторы были предельно откровенны: презентации демонстрировали подробный облик ракет, иногда выступающие заставляли собравшихся почувствовать себя будущими инженерами ракетной отрасли. Представители ФГУП «ГПН РКЦ «ЦСКБ-Прогресс», которые собирают ракету «Союз-2», продемонстрировали составные части трех модификаций этой ракеты. Напомним, эта ракета полетит с Восточного в 2015 году.

— С самого начала было решено, что именно наше предприятие изготовит ракеты для Восточного, — рассказал заместитель генерального конструктора «ЦСКБ-Прогресс» Дмитрий Баранов. — Планируется ракета «Союз-2» различных модификаций: 1А, 1Б и 1В.

«Союз-2» — одна из самых надежных ракет в мире, уверяют ее создатели. Два первых варианта этой ракеты уже прошли испытательные пуски, 1В — более легкий вариант «Союза-2» — находится в разработке. В этих ракетах в качестве топлива используются керосин и нафтил — родственник керосина, подчеркнул Дмитрий Баранов, чтобы отмести домыслы о том, что это вещество «родня гептила». В головной части всех ракет будет использоваться блок — в более легкой ракете это блок выведения «Волга», для средних и тяжелых машин разгонный блок «Фрегат». В обоих блоках применяют несимметричный диметилгидразин — тот самый гептил — в качестве основного компонента топлива. Его свойства уникальны, используется он на всех мировых космодромах. К слову, разгонный блок остается в космосе. Формально — это загрязнение космического пространства, но вполне допустимое всеми мировыми соглашениями.

По мнению конструкторов ракеты, опасность представляет отработанная первая ступень. В месте падения, кроме пролива керосина и пероксида водорода, который используется в двигателях ступеней, может возникать пожар. Кстати, по информации конструкторов, отклонение при падении первой ступени практически исключено.

— Вторая и третья ступени не долетают до поверхности земли — они сделаны из алюминиевых сплавов и сгорают в атмосфере, — отметил Дмитрий Баранов. —Теоретически до земли могут долетать только небольшие детали. Первая ступень падает с 20 километров почти целиком. Район падения требует дополнительного внимания, для этого есть специальные подразделения, которые сразу выезжают на место и предотвращают возникновение пожара.

По словам Дмитрия Баранова, преимущество ракеты в том, что уже после 40-й секунды полета она уходит в верхние слои атмосферы, а потому негативные воздействия — электромагнитное, акустическое и тепловое — на окружающую среду минимальны. Выхлопы двигателей и вовсе не нанесут вреда, так как попадают туда, где даже не образуются облака.

— Что касается гептила, это вещество, которое имеет довольно высокий класс опасности, однако его использования не избежать, — констатировал выступающий.

На видеокадрах присутствующим подробно показали французский космодром в Гвиане — это самый новый космодром, с которого летят российские ракеты. На кадрах запечатлены ракеты, которые полностью заправляются гептилом. Как пояснил в своем выступлении начальник отдела Центра эксплуатации наземной космической инфраструктуры (ФГУП «ЦЭНКИ») Виталий Самброс, сейчас такие ракеты активно используются и в США, и в Европе. Амурский сосед Китай также отправляет в космос ракеты на гептиле, причем даже пилотируемые корабли заправляются этим топливом. Оно будет использоваться и на космодроме, который сейчас строится на острове Хайнань.

— Амурчане очень любят отдыхать в Санья, — высказался по этому поводу глава Роскосмоса Владимир Поповкин. — Вот там рядом и строится этот космодром, откуда полетят ракеты на гептиле.

Гептила будет меньше

Несмотря на то что гептил на Восточном будет, ученые спокойны: самое большое внимание уделено другому топливу — керосину. Его будет в разы больше, чем на Байконуре и Плесецке, а значит, именно оно может нести в себе риски. Гептил же сгорает высоко в небе, и, как показывает практика, от него не остается и следа.

— С 2000 года произведено 39 запусков с разгонным блоком «Фрегат», — рассказал первый заместитель генерального директора ФГУП «НПО им. С. А. Лавочкина», которое производит блок, Юрий Власов. — Включается разгонный блок после отделения от ракетоносителя на высоте около 200 километров от земли. Он представляет из себя шесть баллонов, компоненты топлива гептил и амил. Большинство космических аппаратов как отечественного так и зарубежного производства используют различные виды этого топлива, и на ближайшие десятилетия альтернативы ему не существует. Мы не говорим о том, что это топливо безопасно. Сегодня существует такой комплекс работ, который позволяет обеспечить 100 процентов безопасности в работе с этими компонентами. Заправка происходит на специальных заправочных станциях, они есть на всех космодромах, и такая же станция будет на Восточном.

На встрече в Углегорске свою позицию высказали не только общественные деятели, депутаты, но и представители Свободного, Углегорска и Шимановского района.

— У нас в районе созданы предприятия, КФХ, необходимо, чтобы наша продукция шла на космодром, — отметил глава Шимановского района Сергей Алипченко. — Мы уже получили 5 миллионов в бюджет от НДФЛ, для нашего района это существенные деньги, кроме того, это говорит о том, что люди работают и их заработная плата растет.

В завершение встречи Владимир Поповкин пообещал проводить аналогичные встречи, в том числе и в сопредельных к космодрому районах, и предложил привезти уроженца Шимановского района Амурской области, который трудится в космической отрасли много лет.

Роскосмос создаст штаб в Углегорске

Темпы строительства космодрома Восточный замедлились. Об этом на совещании рассказал глава Роскосмоса Владимир Поповкин.

— В последнее время темпы строительства, к сожалению, замедлились. Мало того, появился брак в некоторых работах. Руководством Роскосмоса принято решение о создании здесь штаба, который будет курировать стройку. Причиной является нехватка рабочих, несвоевременная поставка различных материалов для строительства, а также низкая квалификация персонала. Изменение сроков не планируется, есть еще время изменить ситуацию. Сменился руководитель Спецстроя, мы планируем провести встречу с ним и обсудить все эти вопросы.

Кстати

Экологические слушания по космодрому пройдут 20 сентября, до этого должно быть получено еще два заключения госэкспертизы: на стартовые и технические сооружения и на проведение работ с ракетоносителями с разгонными блоками на космодроме. Заключение комплексной экологической проверки должно быть получено в июне 2014 года.

Возрастная категория материалов: 18+