Владимир Поповкин отрекся от «Протона»

Глава Федерального космического агентства Владимир Поповкин ответил на вопросы депутатов 
и представителей общественности. Мы публикуем самые интересные.

Общественная палата Амурской области планировала круглый стол со специалистами Роскосмоса и представителями других регионов Дальнего Востока, которых также волнует строящийся космодром. Хотелось бы, чтобы он состоялся.

— Мы обязательно проведем этот круглый стол, и подобные встречи планируем проводить и дальше. Готовы встретиться и с другими дальневосточниками.

Недавно стало известно, что Министерство финансов сократило финансирование Федерального космического агентства на более чем 60 миллиардов рублей. Скажется ли это на строительстве Восточного?

— Нет, это не скажется на строительстве космодрома. Мы проведем перераспределение средств.

Есть предложение создать природный парк на территории космодрома. Здесь и природные факторы, и уникальные космические технологии.

— Мы не возражаем против создания такого парка.

Есть мнение, что ракета «Ангара», которая планируется на Восточном, несостоятельна и из нее ничего хорошего не выйдет.

— Я считаю, что это домыслы. С 2003 года финансировалась разработка этой ракеты, первая ступень «Ангары» в составе южнокорейской ракеты полетела в 2009 году. Американцы уже сейчас просят продать двигатели от нее.

Предполагается ли создание военной структуры на космодроме?

— Это будет гражданский космодром. Сам город будет режимный. На территории будет действовать карантинный режим, чтобы не занести никакую заразу. Опросы на Байконуре и Плесецке показали, что люди за то, чтобы город был закрытым, будет спокойствие и совсем другая аура.

Сначала была информация о том, что гептила не будет, потом выяснилось, что будет. Это породило панику среди населения.

— Я посчитал долгом провести эту встречу, мы не пытались скрывать никаких проблем. Космическая техника — это техника повышенной опасности, но делаются всевозможные мероприятия, чтобы не было ущерба при осуществлении ракетно-космической деятельности. Сегодня мы не обойдемся без гептила при полетах к дальним планетам, другого топлива человечество еще не придумало. Мы бы сами ушли от этого топлива, но нетоксичные компоненты не могут работать в открытом космосе. Что касается налогов, то в Углегорске появятся филиалы предприятий, которые строят ракеты. Будущее за сверхтяжелыми ракетами, которые могут выводить 7—10 тонн груза, и конечно, производство появится именно здесь. Город будет расти и развиваться.

Владимир Александрович, вы готовы дать руку на отсечение, что «Протона» на космодроме не будет?

— Готов не только руку, но и голову положить: «Протона» не будет на космодроме Восточный.

Если разгонный блок с гептилом упадет

Каковы будут последствия, если заправленный гептилом разгонный блок «Фрегат» в случае нештатной ситуации упадет?

— После отработки первой ступени ракета находится уже в разряженных слоях атмосферы, весь гептил там и сгорает. В 2011 году была нештатная ситуация с разгонным блоком «Фрегат», на месте падения ни гептила, ни амила не было обнаружено. Для Амурской области более опасны пожарные последствия в случае нештатной ситуации и пролива большого количества керосина и кислорода. Транспортировка топлива идет по железной дороге. Доставка на космодром разгонного блока и заправка настолько отработаны, что сегодня возможность пролива гептила практически исключена. 2 июля была авария с участием «Протона», в нем было 600 тонн топлива — 200 гептила и 400 амила. Вот это все взорвалось. Яма была 20 на 40 метров глубиной метров 7, все последствия были ликвидированы. Это самый страшный вариант, который мог быть, и это его последствия. Я был через полчаса на месте взрыва, поверьте, знаю, что такое гептил, пожалуй, лучше, чем все здесь сидящие, службу начинал чуть ли не заправщиком. Я осознанно шел на место взрыва, не стал бы этого делать, если бы знал, что это опасно.

Конечно, надо понимать, всегда есть вероятность неудачного пуска, хотя она не превышает 0,2 процента. Принято решение начинать запуски с ракеты «Союз-2», это самая надежная и экологически безопасная ракета. «Ангара» будет
только после того, как пройдут испытания на космодроме Плесецк, что обеспечит гораздо большую 
безопасность. 

Безопасность Восточного

• С космодрома в 2015 году стартует надежная и экологически безопасная ракета «Союз-2» на топливе керосин+кислород

• На космодроме не будет вредных химических производств

• При транспортировке топлива используются самые современные технологии

• Заправка разгонного блока осуществляется на заправочно-нейтрализационной станции

• Длительного хранения высокотоксичного топлива на космодроме не будет

• На Восточном будет работать экологическая лаборатория

• На космодроме предусмотрены специальные подразделения, которые вооружены техническими средствами для ликвидации возможных последствий

Риски

• Пролив компонентов высокотоксичного топлива при транспортировке и заправке

• Нештатная ситуация — например, взрыв ракеты на старте. В этом случае высокотоксичное топливо сгорает, на землю может попасть керосин

• Пожар в районе падения первой ступени

 Мнения

Виталий Самброс, начальник отдела Центра эксплуатации наземной космической инфраструктуры (ФГУП «ЦЭНКИ»):

— Изначально при строительстве космодрома экологической безопасности уделили большое внимание. На Восточном могли применяться ракеты «Рокот», «Стрела» или даже «Протон», однако решено было использовать ракеты на нетоксичных компонентах топлива. Во время существования в Углегорске ракетной дивизии совершалось огромное количество операций с гептилом, одновременно только при заливе использовали 600 тонн гептила. На Восточном с гептилом будет совершаться минимум операций, на один пуск приходится всего 2,29 тонны гептила, поступать будет всего один контейнер. Длительного хранения этого компонента на космодроме не предполагается, отработанное топливо будет сразу уезжать в центр ликвидации.

Виктор Кузнецов, начальник центра ФГУП «ЦЭНКИ»:

— На космодром мы будем привозить небольшую пусковую дозу топлива плюс резерв. Мы отказались от железнодорожных цистерн, для перевозки используются специальные контейнеры. К слову, Германия, откуда мы везем гидразин (гептил), запускает уже второе производство этого вещества. Ну, вы знаете сами, какие там все синие и зеленые. Цена гидразина очень высока, поэтому мы обращаемся с ним крайне аккуратно, какие уж тут проливы. Заправочная станция на космодроме будет отвечать всем требованиям безопасности: мы ведь хотим привлечь зарубежных 
партнеров.

Александр Пузанов, заместитель директора по научной работе Института водных и экологических проблем Сибирского отделения РАН:

— В течение полугода на территории космодрома Восточный ведется экологический мониторинг. За это время проведен анализ состояния почвы, надземных и подземных вод, ландшафта, растительного и животного мира, метеорологических параметров за последние 35 лет самой территории космодрома и района падения отработанной ступени ракеты. Мы отмечаем за последние три года снижение температуры и повышение влажности. При исследовании снежного покрова пробы брались ежемесячно, загрязнения отмечаются локальные в районе автотрасс. Уровень радиоактивности в пределах мирового фона. В июне заложили площадки для оценки воздействия топлива керосин на окружающую среду. Собраны данные о здоровье жителей прилегающих к космодрому районов, в качестве контрольного взят Ромненский, для сравнения Свободненский и Шимановский районы. Результаты анализа будут представлены в конце года.

Цифры

39  запусков проведено с разгонным блоком «Фрегат»

4000 человек работает на строительстве Восточного

2, 29 тонны гептила будет использоваться на один пуск ракеты 

Возрастная категория материалов: 18+