Тындинский оазис коммунального бизнеса

Крокодилы во дворах, библиотеки в подъездах, цветы на лестничных площадках. 7 лет назад тындинская компания «Наш дом» начала революцию в жилищно-коммунальном хозяйстве столицы БАМа. Поначалу многие коммунальщики с усмешкой посматривали на своих творческих коллег и задавали резонный вопрос: зачем столько усилий, если можно обслуживать дома по старой схеме и так же получать деньги с жильцов. Спустя годы оказалось, что коммунальные изыски дали свои результаты.

Сферу ЖКХ сегодня лихорадит практически в каждом городе: банкротятся компании, владельцы коммунальных фирм исчезают с деньгами жильцов. И этому есть свое объяснение: обороты средств в жилищно-коммунальном хозяйстве исчисляются миллиардами рублей. И несмотря на все заверения о том, что обслуживание домов приносит только убытки, бизнес этот в большинстве случаев все же прибыльный. Иначе не было бы столько желающих заняться уборкой подъездов, ремонтом крыш и покраской лавочек. Ведь за эти работы жители многоквартирных домов платят каждый месяц, и альтернативы зачастую у них нет.

— Когда начали обслуживать дома, мы в первую очередь попытались внушить своим жильцам, что управляющая компания выступает в роли слуги, а жители домов — это наш господин, который заказывает услуги, — рассказывает заместитель генерального директора ООО «Наш дом» Александр Мачуженко. — В самом начале важно было переломить стереотип о работе коммунальщиков, который складывался десятилетиями.

В первую очередь решили кардинальным образом изменить внутренний облик подъездов и внешний антураж дворов. Темно-зеленую краску на стенах заменили нежные пастельные цвета, на окнах лестничных площадок повесили шторы, на подоконники поставили живые цветы, в подъездах открыли библиотеки, а на входе расстелили ковровые дорожки. Во дворах появились качели с каменными медведями, львами и крокодилами, детские горки и песочницы.

 — Это только видимая часть нашей работы. Самое главное — это замена запорной арматуры в подвалах, ревизия электротехнического оборудования. Вместе с ремонтом подъездов наши сантехники первое время усиленно работали в подвалах, — продолжает рассказывать руководитель ООО «Наш дом». — Чтобы выполнить огромный фронт работ, пришлось брать кредиты, закладывать собственную квартиру в банке. Мы это делали, потому что знали: пришли в эту сферу надолго и из Тынды уезжать не собираемся.

Люди поверили коммунальщикам, и результат не заставил себя долго ждать: сборы по квартплате увеличились до 95—98%. Как потом признались жильцы, в таких домах стыдно не платить. При этом стоимость обслуживания одного квадратного метра в «Нашем доме» на протяжении последних лет остается самой низкой в Тынде: около 17 рублей. Жильцы домов, которые обслуживают другие компании, сразу же пошли в офис креативных коммунальщиков просить взять их под свое крыло.

— У нас негласное правило с коллегами: не переманивать к себе жильцов из домов жилищного фонда других компаний. Исключение — товарищества собственников жилья, которые выбирают нас в качестве управляющей компании, — объясняет Александр Мачуженко.

Так, 4 года назад ТСЖ «Китай-город» заключило договор с ООО «Наш дом» на управление домом по ул. Верхне-Набережной.

— Мы долго ходили по городу, смотрели, как работают разные компании, и остановили свой выбор на «Нашем доме». Вот посмотрите, какой был страшный подъезд раньше, — показывает фотографию 5-летней давности председатель ТСЖ «Китай-город» Надежда Барданова. — Сравните, что у нас теперь.

Надежда Павловна проводит экскурсию по лестничным площадкам своего дома: на стенах — белоснежная краска, пол выложен качественной плиткой. На входе — новые почтовые ящики, двери. Во дворе — цветочный оазис.

— Успех бизнеса в сфере ЖКХ зависит от нескольких составляющих. Должны быть в выигрыше владелец компании, работники предприятия, бюджет, потребители услуг. Как хозяин компании, я доволен своей зарплатой, работники, думаю, тоже. У нас уборщица на одну ставку получает 10 тысяч рублей, а многие работают на полторы ставки, сантехники зарабатывают до 25 тысяч рублей, задержек по зарплате никогда не было. Коллектив у нас стабильный. Самое главное достижение, что за эти годы в трудовой книжке наших сотрудников только одна запись — о приеме на работу, мы не банкротили свое предприятие, не переименовывали его. В бюджет платим все налоги, ну а клиенты нашу работу оценивают исправно оплаченными счетами, — говорит директор ООО «Наш дом».

Так жители многоквартирных домов поверили коммунальщикам и сами стали предлагать свои идеи, как окультурить дома и дворы. На днях жители улицы Спортивной предложили украсить подпорную стену в одном из дворов граффити. Усилиями местной молодежи за один вечер она превратилась в яркую декорацию, которая стала очередным украшением микрорайона. О нецензурных надписях на стенах, разбитых стеклах, выломанных почтовых ящиках здесь уже давно забыли.

— Конечно, не все так радужно, проблемы есть: это и стареющие лифты, и постоянно меняющееся законодательство в сфере ЖКХ, и недобросовестные жильцы, которые пока еще есть в наших домах, но нужно идти вперед и понимать, что наша работа зависит от жителей домов, которые выбрали нас в качестве управляющей компании, — подводит итог Александр Мачуженко.

Возрастная категория материалов: 18+