Банки пойдут навстречу пострадавшим от наводнения заемщикам

К пострадавшим от наводнения селянам уже наведываются представители банков с требованием вернуть взятую в кредит технику — такую информацию озвучил на днях губернатор Амурской области Олег Кожемяко на совещании с министром по развитию Дальнего Востока Виктором Ишаевым.

На это заявление тут же отреагировал Роспотребнадзор, опубликовав на сайте образец заявления для жителей подтопленных территорий банкам — с просьбой не применять штрафных санкций.

Правительство области тоже не осталось в стороне: глава Приамурья собрал руководителей амурских отделений банков и настоятельно порекомендовал им с пониманием отнестись к пострадавшим клиентам. Сами заемщики предлагают кредитным организациям взять на вооружение опыт Крымска, где после наводнения был принят меморандум, облегчивший положение пострадавших клиентов. Но все же последнее слово остается за банкирами. Насколько банки готовы войти в положение переживших наводнение амурчан, выясняла АП.

Кто должен знать

Количество пострадавших от наводнения жителей в Приамурье сейчас подсчитывают не только власти, но и кредитные организации. На сегодняшний день амурчане должны банкам более 50 миллиардов рублей, и теперь часть этих выплат оказалась под большим вопросом.

При этом в договорах большинства банков не уточняется, как должны действовать стороны в случае, если заемщик попал в бедственное положение из-за чрезвычайной ситуации.

— В кредитных договорах ВТБ24 нет ссылки на действия сторон в случае форс-мажорных обстоятельств, — говорит пресс-секретарь ВТБ24 по Дальневосточному федеральному округу Олеся Косцинская. — При наступлении чрезвычайной ситуации обе стороны будут действовать в рамках сложившейся практики гражданского оборота.

Не учтены форс-мажоры и в договорах амурчан со Сбербанком. Вообще в мировой практике принято страховать кредиты — поэтому после ЧС деньги за пострадавшее население банкам отдают страховые компании. Однако в России страховка (за исключением залогового имущества) является делом добровольным. И далеко не все заемщики соглашаются потратить еще немного кровных на страховую премию.

Опыт Крымска

В итоге после наводнения выясняется, что на выплаты страховщиков могут претендовать лишь немногие и универсального алгоритма у банкиров на этот случай тоже не имеется. Зато есть опыт работы кредитных организаций после наводнения в Краснодарском крае летом 2012-го. Тогда после долгих споров властей, Роспотребнадзора, Центробанка, страховщиков и самих банков был выработан меморандум, который описывал общие принципы работы с пострадавшими от стихии заемщиками. Его подписали более десяти крупнейших банков.

— Присоединившиеся к меморандуму кредитные организации обязались оформить для таких клиентов отсрочку по платежам, отменить штрафы и пени за задержки погашения кредита на период ЧС, согласились на выездное обслуживание для тех, кто не мог добраться до офисов кредитных организаций самостоятельно, и рассматривать заявки от пострадавших жителей в максимально короткие сроки, — рассказала Олеся Косцинская. — Кроме того, каждый банк мог предоставить дополнительные послабления пострадавшим от наводнения заемщикам.

Например, ВТБ24 разрешил отсрочить выплату основного долга на год, значительно — до 5,33% — снизил процентную ставку на весь период выплаты кредита, пролонгировал потребительские кредиты до десяти лет, а также отменил пострадавшим пени. Аналогичные меры принимались и в других кредитных организациях.

Ближайшие перспективы

Теперь, полагают финансовые эксперты, такие же льготы получат и амурские заемщики. Конечно, рассчитывать на то, что банки вообще спишут все долги пострадавшим, не приходится — ведь большая часть ежемесячных платежей идет на вклады других клиентов. Тем не менее у людей будет передышка для того, чтобы решить возникшие от большой воды проблемы.

— Каждый банк самостоятельно принимает решение о том, какие именно меры поддержки будут оказаны пострадавшим от наводнения клиентам, — комментирует председатель Амурского банковского клуба Елена Куценко. — Но мы все видим и понимаем размер трагедии и постараемся по мере возможности помочь клиентам в сложной ситуации.

По словам финансистов, банки уже начали рассматривать заявки от пострадавших жителей. Некоторые кредитные организации запрашивают также справку из местных органов власти о том, что дом или имущество заемщика действительно пострадало.

К сожалению, опыт Крымска показал, что немало людей с просроченными кредитами пытаются поправить свое положение за счет соседей, попавших в беду.

— Мы внимательно будем рассматривать каждое заявление после того, как заемщик представит справку, выданную органами власти, подтверждающую понесенный в результате наводнения ущерб, — подчеркнула Олеся Косцинская.

 Аграриям дают до трех лет

На запрос о механизме поддержки пострадавших от наводнения амурчан специалисты главного аграрного банка ответили следующее: «В ОАО «Россельхозбанк» действует Положение о реструктуризации кредитов в случае причинения заемщику ущерба в результате стихийных бедствий и иных ЧС, которое распространяется на сельскохозяйственных товаропроизводителей любых организационно-правовых форм. Пролонгация предоставляется на следующих условиях: процентная ставка не увеличивается, комиссии за пролонгацию не взимаются; отсрочка по погашению кредита может быть предоставлена на срок от 1 года до 3 лет».

Пострадавших заемщиков учат писать заявления  

Амурское управление Роспотребнадзора разместило на своем сайте образец заявления в кредитную организацию с просьбой отсрочить погашение кредита и не начислять штрафные санкции. Документ предназначен для тех амурчан, которые пострадали из-за наводнения и теперь не могут вовремя гасить свои кредиты.

Специалисты советуют не усугублять конфликтную ситуацию с банком и не только отдать в случае необходимости заявление, но и попросить у банка дубликаты кредитного договора, если они были утеряны во время наводнения. Затем нужно обратиться в страховые компании для выплаты страхового возмещения (если соответствующий договор был заключен).

В ответ банк обязан предложить варианты реструктуризации долга или льготные каникулы. В случае игнорирования банками рассмотрения обращений от потребителей, задержки сроков ответа, потребитель может обратиться в управление Роспотребнадзора по Амурской области по адресу: Благовещенск, ул. Первомайская, 30, тел. (84162) 20-20-20.

Цифра

76 тысяч рублей в среднем должен амурчанин кредитным организациям. В начале года эта сумма составляла 65 тысяч

Возрастная категория материалов: 18+