Уборка сои в Приамурье идет в экстремальных условиях

Стихия стихией, а уборка сои — по расписанию. И пока специальные комиссии считают ущерб и оценивают последствия крупнейшего наводнения, большие и малые сельхозпредприятия борются за урожай и надеются получить хоть что-нибудь с пострадавших полей. 

Осенняя страда в полном разгаре, уборка сои-2013 проходит в режиме ЧС, под покровом ночи. За работой КФХ «Бойко» в Михайловском районе наблюдали корреспонденты АП.

Как только солнце заходит за горизонт, на поля, словно светлячки, выходят комбайны. Заревели огромные машины, загорелись фары, жизнь началась. Впереди — несжатые километры, позади — недели простоя. Из-за сырости и раннего снега настоящая осенняя страда началась здесь две недели назад.

«Не страда, а одни страдания», — сетуют работники крестьянско-фермерского хозяйства «Бойко». Это семейное предприятие. Его хозяин Юрий Бойко — переселенец из Казахстана, потомственный хлебороб. Сюда, в село Нижняя Завитинка Михайловского района, он приехал в 1989 году с одним чемоданом, а в трудные 90-е перетянул в Приамурье почти всю свою родню. Сегодня рабочий тандем Бойко — Каштановы — основной костяк, опора и надежа КФХ.

На этот участок КФХ «Бойко» возлагает большие надежды. В этом году Юрий Федорович рискнул и увеличил пахотный клин до тысячи гектаров. Почти половина урожая сои — 455 гектаров — погибла от проливных дождей. На это поле в 120 гектаров возлагают большие надежды. «Собрать хоть что-нибудь, деваться некуда, нужно расплачиваться с кредитами, зарплату рабочим платить, — говорит хозяин. — Если не погасим долги, то на будущий год ничего не дадут. А нам техника нужна. Хотя бы один новый комбайн — и можно жить. Мы будем биться до последнего».

Рабочий день механизатора начинается, как землю подморозит, почти в 17 часов, и заканчивается в три-четыре ночи. Днем ремонтируют тракторы и комбайны, ночью — трудятся. «Работаем, пока утренний иней на поля не упадет, — рассказывают аграрии. — Убирать начнем, как только стручки сои начнут щелкать. Днем на поле не залезть — комбайны вязнут, проваливаются, приходится их вытаскивать. Много простоя, техника забивается, приходится ее постоянно ремонтировать».

Фото: 

1. На ночной уборке задействованы четыре стареньких комбайна «Енисей», приобретенные на вторичном рынке. Возраст списанных машин почти за тридцать, хотя оптимальный срок эксплуатации уборочной машины всего восемь лет.

2. В КФХ «Бойко» трудятся восемь человек, половина из них — комбайнеры.

3. Юрий Бойко: «Мы еще и половины сои не убрали. Где-то на полях даже стручков нет. Рост сои остановился в зародыше, в воде стояла. Урожайность низкая. Местами смытые площади по полгектара. Едешь холостым, тратишь горючее. Потери немалые, уже без расчетов видно, что убытки — колоссальные. Однако мы надеемся собрать сои больше, чем засеяли.

4. Боевое крещение принял. Механизатор Александр Каштанов в этом году сел за рычаги комбайна, до этого работал учителем.

5. Несжатая полоса. От света фар светло как днем. Комбайнеру видно даже ночных воришек — диких косуль. Истощенные животные приходят на поле подкрепиться. Шум машины их не пугает.

См. фоторепортаж Сергея Лазовского.