Журналист АП узнал, почему итальянцы называют русских своей трагической копией

О том, что в Европе вот уже более двух лет, как начался экономический кризис, сегодня знает, наверное, каждый россиянин. Греция, Кипр, Испания, Италия… Страна за страной объявляет о растущей безработице, накопленных долгах, снижении роста ВВП. 

После таких новостей впору оказывать финансовую поддержку нашим европейским друзьям. Что такое кризис по-европейски? Корреспондент АП побывал в разных городах Италии и узнал, насколько трудно стало здесь жить и почему даже кризис не может повлиять на вековые традиции итальянцев.

Сиеста вне кризиса

— Мы живем, чтобы работать, а вы в России работаете, чтобы жить, — подчеркивает художник Джузеппе из Неаполя, делая последний мазок кистью на картине, на которой изображен Арагонский замок. Надо жить в свое удовольствие, наслаждаться красотой природы, общением с друзьями. В этом залог нашего долголетия.

Джузеппе трудно понять, как в России могут работать с раннего утра до позднего вечера без выходных и получать в пересчете на европейскую валюту всего 200—300 евро. Художник еще раз подчеркивает, что нужно ценить себя. Беседа с Джузеппе настолько изменила во мне отношение к жизни, что я прямо в эту же минуту захотел жить по-другому. На память о приятной встрече с мастером кисти покупаю картину «Арагонский замок» и отправляюсь дальше познавать все тонкости итальянского кризиса. За пару минут до наступления 13 часов вдоль бесчисленных магазинчиков на торговой улице наступает суета. Продавцы гасят свет, закрывают ставни на окнах, вешают замки и растворяются. Наступает сиеста. О традиции испанцев и итальянцев отдыхать в обеденное время было известно давно, но чтобы сиеста в магазинах во время кризиса длилась 4 часа! За это время можно продать довольно много товара, учитывая, что вокруг столько туристов, но традиции берут верх.

— Во время сиесты одни встречаются со своим парнем или девушкой, кто-то идет играть в футбол, загорать или просто спать. Если накопились домашние дела, то что-то по дому делаем, — объясняет Светлана, продавец магазина детской одежды. — И, конечно, никто не работает в воскресенье — это святой для нас день, все отдыхают, сидят в кафе, делятся последними новостями.

Светлана — итальянка русского происхождения. Ее мама в Санкт-Петербурге на режиссерском факультете познакомилась с русским парнем. Прожив 6 лет в России, всей семьей они уехали на остров Искья в Неаполитанском заливе. Девушка учится в Неаполе на факультете международных отношений. В будущем мечтает работать в каком-нибудь представительстве российской компании в Италии. Но переезжать жить в Россию, даже если предложат высокую зарплату, не хочет. Не пугает ее и все более усиливающийся кризис.

— Становится все труднее найти работу, да и зарплаты у нас небольшие. Я получаю где-то 1500 евро. Это немного для нас, но я рада, что есть хотя бы такие деньги. У меня бабушка такую же пенсию получает, — рассуждает Светлана. — Очень хочу приехать в Санкт-Петербург, посмотреть Россию. Но там же у вас всегда холодно, надо выбрать самый теплый месяц и приехать.

Бренд с улыбкой

Обычная пенсия в размере 66 тысяч рублей... Чтоб такой кризис в России всегда был. Светлане трудно понять, что на ее исторической родине бабушки и дедушки получают всего 250 евро. В Италии же совсем другие цены, отсюда и такие зарплаты с пенсиями, воскликнут многие. Да, в Европе литр бензина стоит 80 рублей, но все остальное — на уровне российских ценников, а многое даже дешевле. Во всяком случае, одежда здесь стоит в два-три раза дешевле, чем в торговых комплексах Москвы.

В Италии — культ одежды. Здесь считается обычным делом у мужчин выйти в магазин в пиджаке с нагрудным карманом. У каждого итальянца в гардеробе обязательно будет около 20 рубашек разных расцветок, 10 пар обуви, столько же джинсов и пиджаков. Причем все это носят всего несколько месяцев в году в течение одного сезона, а когда выходит новая коллекция — гардероб полностью меняют. В женской коллекции одежды предметов не меньше. Но, конечно, самое главное, с каким настроением, с какими искрами в глазах итальянцы носят свои брендовые вещи.

— Итальянцев нельзя назвать очень красивой нацией, а вот русские, на мой взгляд, восхитительны. Только вот итальянцы могут всегда себя подать, у нас на лице читается хорошее настроение, улыбка, а у русских на лице видны все проблемы, они какие-то угрюмые, даже если надевают одежду от итальянских дизайнеров, — считает стилист салона во Флоренции Лаура. Поэтому мы шутя называем русских своей трагической копией.

Запах свежей газеты

Когда прогуливаешься по улочкам Флоренции или Пизы, обедаешь в неаполитанских пиццериях, замечаешь, что у итальянцев нет модных и столь привычных для нас гаджетов. Вместо них обычные бумажные газеты, из которых местные жители узнают последние новости. Несмотря на то что каждый итальянец даже в кризис имеет финансовую возможность приобрести любой гаджет, здесь не гоняются за электронными новинками. В Италии невероятная любовь к традиционным газетам и журналам. Запах свежей прессы — еще одна традиция, с которой здесь не хотят расставаться. Поэтому практически на каждом углу можно встретить людей, читающих газеты. У итальянцев много того, что отличает их от нас — русских. Например, дурным тоном считается выйти из магазина с целлофановым пакетом. Все покупки должны быть только в бумажных пакетах. В Италии нет бездомных собак. Животных здесь возят на колясках, выводят на променады, берут с собой в путешествия. Жениться, рожать детей после 30 лет здесь обычное дело, тогда как в нашей стране женщину в таком возрасте уже считают старой девой. Возможно, именно такое непринужденное отношение к жизни помогает европейцам даже в 90 лет радоваться восходу солнца, выпитому с друзьями бокалу вина в пиццерии и сладкому поцелую на закате дня. А с такими чувствами и экономический кризис кажется мелкой птицей, пролетевшей над просторами Средиземноморья.

66 тысяч рублей — средний размер пенсии в Италии.

80 рублей стоит литр бензина в Европе. 

Пицца, ризотто, лазанья… Пальчики оближешь. О гастрономических открытиях корреспондента АП читайте в следующий четверг.