Глава АТБ Сергей Тырцев об обучении в крупнейшей бизнес-школе страны

Руководители известных амурских компаний нечасто пишут в соцсетях о своих успехах. На прошлой неделе фотографией своего диплома бизнес-школы «Сколково» с друзьями в Facebook поделился председатель правления «Азиатско-Тихоокеанского Банка» Сергей Тырцев. Об особенностях обучения на магистра управления (MBA) в крупнейшей бизнес-школе России глава амурского банка рассказал в интервью «Амурской правде».

«Надо вырваться из текучки»

— Сергей Александрович, почему вы решили учиться по программе MBA?

— Это было абсолютно мое личное решение. В какой-то момент жизни понимаешь, что достиг определенного уровня, и чтобы перейти на следующий, нужно вырваться из текучки и получить определенные знания. Бизнес-образование как раз позволяет это сделать. А программа Executive MBA мне позволила совместить и учебу, и бизнес.

— В «Сколково» были вступительные испытания?

— Да, была достаточно длинная вступительная сессия, которая включала написание эссе, экзамен по английскому языку, собеседование, психологический тест, бизнес-симуляцию.

— Закономерный вопрос: какой у вас сейчас уровень английского языка и какое базовое образование?

— Я окончил в 1997 году хабаровский «нархоз», сейчас он называется «Хабаровская государственная академия экономики и права», по специальности «финансы и кредит». Английский у меня был уровня Intermediate (средний. — Прим. АП). Для перехода на вторую часть обучения без перевода нам нужно было сдать экзамен на знание английского. Поэтому приходилось подтягивать уровень языка. Учитывая, что у нас иностранные акционеры и зарубежные партнеры, мне периодически приходится использовать английский.

— С учетом того, какую критику можно услышать по поводу российских бизнес-школ, почему вы выбрали именно «Сколково»?

— Мне сложно сравнивать с зарубежными школами, но те коллеги, которые учились по иностранным программам, давали положительные отзывы по школе «Сколково». Я спрашивал знакомых, но «Сколково» — школа новая, никто из них в ней не обучался. В итоге выбирал эту бизнес-школу исходя из состава профессуры.

— И что это за состав?

— Вся профессура иностранная, весь процесс преподавания проходит на английском языке. Я был в группе, которая называлась «Начинаем по-русски», то есть первые 50 % модулей были с переводом на русский язык. Переводились сами материалы, был синхронный перевод лекций профессоров. Мы могли по-русски задавать вопросы, выполнять домашнее задание. А уже вторая часть модулей была только на английском языке. Наша группа была первой, экспериментальной, другие проходили курс полностью на английском.

За опытом в Силиконовую долину

— Классический курс MBA предполагает обучение с отрывом от производства на 1—2 года (full-time). У вас был адаптированный курс?

— Нет, это была программа Executive MBA, состоящая из 17 модулей. Каждый модуль длится четыре дня, когда все учащиеся собираются вместе на территории школы «Сколково». На эти дни мы останавливались в гостинице. Сам учебный кампус имеет довольно необычный вид и разделен на кластеры, например, «Россия», «Китай», «Африка», «Бразилия», в которых располагаются отдельные аудитории. Перед приездом на очную часть каждому слушателю программы рассылаются ссылки для скачивания материалов, так называемый pre-reading. Все высокотехнологично. Перед приездом в «Сколково» есть традиция вручать ноутбуки — в нашем случае это были Ipad.

В течение четырех дней, как правило с четверга по воскресенье, с 9 до 19 часов проходят лекции профессоров, проводятся различные бизнес-симуляции, разбираются бизнес-кейсы. В последний день выдается домашнее задание, работу по которому ты высылаешь затем по электронной почте, и получаешь оценку.

— Вы считаете, такого модульного обучения достаточно?

— Достаточно. Любой человек, который работает, занимается бизнесом, как правило, не может взять каникулы на полтора года, чтобы заняться full-time MBA. Хотя подготовка к модулю, pre-reading (предварительное чтение. — Прим. АП), и домашние задания занимают достаточно много времени. Были домашние задания как индивидуальные, так и командные. Учитывая, что в нашей группе было 44 человека, из них половина иногородних, сделать коллективное домашнее задание с сокурсниками из разных концов России было непросто. Плюс у нас было два иностранных модуля. Первый — в Шанхае — для меня менее интересный, потому что все-таки я довольно часто там бывал по сравнению с моими коллегами из Москвы. Второй модуль был в США, в Силиконовой долине. Побывали фактически в центре предпринимательства в городе Пало-Альто, где располагаются штаб-квартиры ведущих компаний. Так же как и в Китае, в США мы посетили большое количество компаний, в том числе Google, E-bay.

— Согласно сайту «Сколково», помимо профессоров крупнейших зарубежных университетов, перед учащимися выступают эксперты — известные и успешные в России личности, например Познер, Тиньков, Авен. Кого вы смогли послушать?

— Так называемых guest-спикеров, то есть выступающих по приглашению гостей, было достаточно много. Они приходили, как правило, к нам в конце очной части каждого модуля. Это были члены правительства, руководители крупнейших компаний России, просто известные люди. Был у нас Аркадий Дворкович, Игорь Шувалов, а на вручении дипломов присутствовал Дмитрий Медведев. Помню, был Леонид Меламед — бывший руководитель МТС. Очень интересно было с ними общаться, все проходило в форме открытого диалога.

— На ваш взгляд, сегодняшние требования к руководству компании должны включать наличие диплома MBA?

— Думаю, нет. В иностранных компаниях наличие диплома MBA — необходимый шаг для роста по карьерной лестнице. Все-таки в российских компаниях его отсутствие не является каким-то стоп-фактором для занятия руководящего поста.

Вы планируете создание своей корпоративной школы обучения в банке, как это сделано, например, в Сбербанке и ВТБ?

— Возможно, мы к этому придем. Банк развивается, мы совершенствуемся. В АТБ для правления предусмотрены стратегические сессии, когда мы приглашаем различных консультантов, тренеров. Для руководителей филиалов, подразделений организовываем тренинги. Но если говорить об Executive MBA, то этот курс дает широкую палитру знаний, которая нужна только для руководителей определенного уровня или собственников бизнеса.

— Какой вывод для себя вы сделали после получения диплома EMBA?

— У меня не было такого, что, получая диплом, я прозрел. Те знания, которые я получал в ходе обучения, стали подтверждением эффективности того опыта, что был наработан. Безусловно, я обрел новых друзей среди тех, с кем мы вместе учились. В моем возрасте делать это все труднее, а вернувшись в студенческую среду, я как будто обрел второе дыхание. Всегда очень хорошо вырваться из текущей рутины, в которой ты находишься, и посмотреть на бизнес сбоку, через призму других отраслей.

— Сергей Александрович, вы опубликовали ваше выпускное фото в школе «Сколково» и диплом на Facebook. Вы лояльно относитесь к соцсетям?

— Я до прихода в «Сколково» не пользовался никакими соцсетями: ни Twitter, ни Linkedin, ни Facebook. Не могу сказать, что сейчас я активный пользователь, но если хочу поделиться чем-то с друзьями, то использую Facebook.

Что преподают в рамках Executive MBA

Согласно сайту «Сколково», программа Executive MBA длится 18 месяцев и включает модули:

— общий менеджмент;
— предпринимательство;
— стратегию;
— лидерство;
— развитие бизнеса;
— стратегический маркетинг;
— финансовый анализ и учет;
— корпоративные финансы;
— организационное поведение и управление  персоналом;
— операционный менеджмент;
— макроэкономику;
— теорию принятия решений;
— международные модули в Китае и США;
— управление проектами;
— технику ведения сложных переговоров;
— интеграционный модуль с защитой проектов перед панелью инвесторов.

MBA (Master of Business Administration) — квалификационная степень в менеджменте для руководителей среднего и старшего звена.

95 тысяч евро стоит курс обучения Executive MBA в «Сколково» (с частичным переводом на русский язык).