Стоп-мат: хамов будем штрафовать

Молодая женщина выходит из магазина, разговаривая по телефону на повышенных тонах, в одной руке битком набитый продуктами пакет и мобильник, прижатый к уху, в другой — ладошка ребенка лет трех. Разговаривает, очевидно, с мужем, который в чем‑то провинился — ни одного тихого и цензурного слова собеседник не заслужил. Она даже не разговаривает, она обиженно, со слезой в голосе, кричит на сквернословном наречии.

Смысл ее слов: мужчина не помогает, всегда бросает ее в трудной ситуации и вообще непонятно, где и чем занят. А тяжеленный пакет просто режет ладонь пополам, а ребенок испуганно и громко ревет и все время норовит убежать.

Знакомая ситуация, правда? И вы такое видели не раз и тоже знаете, что будет дальше — дальше поток сквернословия обрушится на ребенка, а возможно, даже вместе с ударами, пощечинами и общей встряской. Мама в такой экспрессии, что она вот-вот перестанет владеть собой. Да, собственно, уже давно перестала — раз ее «красноречие» не останавливает присутствие малыша и посторонних людей.

Мат связан с выражением экспрессии, и, когда он становится нормой жизни, можно ставить вопрос о психическом здоровье общества. Это постоянный душевный крик. Неужели можно жить в таком состоянии каждый день и каждый час? Мат становится обыденностью — на нем разговаривают в торговых центрах и общественном транспорте, в школьных придомовых дворах, не стесняясь ни стариков, ни детей. И выхода из этой плачевной ситуации не видно, потому что клубы мата витают в воздухе и сгущаются с каждым днем.

Стоп! У нас же утопия! У нас есть средства, чтобы изменить ситуацию. Только вот как? Самый легкий способ — купить на все 188 миллионов в аптеке беруши для всех детей дошкольного и школьного возраста, заставить носить и разрешить снимать их только в проверенных и защищенных от мата местах: в детском саду, в школе на время уроков (на переменах — надевать), в театре и кино. Дома тоже пусть сидят в берушах или в крайнем случае в наушниках. Возможно, лет через десять мы получим поколение, которое не матерится.

А если серьезно, можно вслед за столь любимой амурчанами Белгородской областью включиться в акцию «Мат — не наш формат». Например, областным законом там предусмотрен штраф за нецензурные высказывания в общественных местах, а также арест на 15 суток. Только за год белгородцы наматерились на 8 миллионов рублей. Думаю, мы соберем гораздо больше.

Мат становится обыденностью — на нем разговаривают в торговых центрах и общественном транспорте, в школьных придомовых дворах, не стесняясь ни стариков, ни детей. И выхода из этой плачевной ситуации не видно.

Если расценивать грубую нецензурную брань в общественном месте как мелкое хулиганство, то за нее можно штрафовать в размере от 500 до 1500 рублей. Например, так: добавил термин для связки слов — 500 рублей. Сделал это при большом числе невольных свидетелей — штраф в тысячу. А если среди них окажутся дети — сквернослов платит полторы тысячи рублей. За трехэтажное высказывание штраф утраивается.

Фиксируют сквернословие бригады дружинников-волонтеров из числа студентов, которые за дежурства и моральный вред получают зарплату. Штрафы взимаются в обычном порядке, согласно выданным квитанциям. К неплательщикам — те же меры, как к алиментщикам и прочим должникам. Для создания бригад потребуется стартовый капитал. Но они перейдут на самоокупаемость очень быстро. На эти «нецензурные» средства развернуть акцию «Стоп-хам» — и на дорогах воцарится доброжелательность. Водители не будут подрезать друг друга на трассе, блокировать чужие машины на парковках и начнут, наконец, правильно реагировать на зебру и идущих по ней пешеходов.

Следующий этап — «Стоп-алкоголь на улице». Уверена, он тоже ощутимо пополнит бюджет нашего народного правительства. Достаточно просто пройти по набережной в выходной день, чтоб убедиться. Но есть вообще золотая жила — акция «Стоп-курение в общественных местах».

На «хамские», «пьяные» и «дымовые» штрафы наверняка можно будет построить нечто грандиозное и прекрасное — да хотя бы оперный театр. А почему нет? Ведь у нас утопия.