Корреспондент АП поработала мерчандайзером в гипермаркете

Спокойно реагировать на слово «мерчандайзер» благовещенцы научились только несколько лет назад. Хотя первый супермаркет в областном центре и появился в 2004 году, новая профессия с иностранным названием в умах прижилась не сразу. «Работенка непыльная: красиво товары по полочкам расставлять, с этим даже ребенок справится», — так большинство людей характеризуют пока не очень известную на рынке вакансий профессию. 

Как на самом деле проходит трудовой день работников невидимого фронта, легко ли постоянно пополнять запасы и выставлять на полки магазинов коробки с соком и молоком, проверила на себе корреспондент АП.

Расстановка по плану

— Ну вот, хоть от компьютера денек отдохнешь да расслабишься, а то с твоей работой одни стрессы, — со спокойным сердцем провожали меня из дома на эксперимент. — Еще и выспишься, вот увидишь!

Мой рабочий день в продуктовом гипермаркете «Островов» начался, как и в редакции, с девяти утра. На входе в помещение «только для сотрудников Кэш&Кэрри» охранник тщательно проверил мою дамскую сумку и, не найдя в ней никаких потенциальных товаров из магазина, пропустил внутрь. Старший администратор выдала фирменный фартук и козырек, познакомила с общими правилами и показала фронт работ.

Меня закрепили за отделом с соками. Среди недели это не самые популярные для покупателя стеллажи, однако сегодня, в пятницу, к вечеру отдел ожил. С первых минут я усвоила профессиональный жаргон, а именно поняла, как важно следить за фейсом и не заставить сроки. Оказывается, все разновидности напитков стоят на стеллаже согласно утвержденной планограмме, и очередную пачку сока нужно ставить не куда глаза глядят, а на свое законное место. Коробки с истекающим сроком годности нужно выставлять вперед. Остальные тетрапаки выстраивать за ними в порядке очереди.

В поисках сока

До 11 часов нельзя устраивать перерывов и перекуров, мерчандайзеры должны наполнить свои отделы товарами до крупных потоков покупателей. Я тоже решила не терять времени и приступить к работе, пока из головы не вылетели все ценные указания начальницы. Нашла пустую тележку и покатила ее на склад за яблочным, ананасовым и томатным «Добрым». Найти необходимое в горах коробок с соками всех вкусов и марок — это почти как искать иголку в стогу сена. Покружив вокруг батарей с натуральными нектарами, поняла, что одной мне не справиться. На помощь пришел грузчик Игорь, на вид не старше меня, но явно сильнее. Вместе поиски пошли веселее. Пока молодой человек тягал коробки, я наполняла свою тележку двухлитровыми пачками сока.

Загруженный товар, на мое удивление, ушел на стеллажи, как в черную дыру. Казалось, что после пополнения сока стало еще меньше, чем было! Уже на обратном пути на склад с новым списком в руках я замечала только что выставленные коробки уже в корзинках у покупателей.

Прием по холодку

— Тебе волосы‑то не мешают? — окликнула меня с уже лохматой и наэлектризованной шевелюрой рыжеволосая девушка из отдела заморозки. — У меня резинка есть, сейчас принесу.

И правда, распущенные волосы на такой работе — непозволительная роскошь. Я затянула их резинкой и пошла работать дальше. После нескольких минут в теплом зале гипермаркета выходить в подсобку было вдвойне тяжелее. На складах полным ходом шла приемка товаров, ворота на морозную улицу уже несколько часов были открыты настежь. Техника снует по площадке, грузчики таскают коробки, товароведы принимают продукты — работа кипит. По словам управляющего магазином, все эти товары, тоннами въезжающие в ворота на погрузчике, амурчане раскупят еще до выходных.

От холода меня не спасала даже теплая кофта, которую всегда надевала в командировки по области. После нескольких рейсов со склада в торговый зал меня уже било мелкой дрожью. Глаза искали, где бы спрятаться и погреться. Приближался обед. Я слышала, что после двенадцати здешних работников бесплатно кормят горячим супом.

Телефону — нет

Перед обедом решила отвезти в зал еще одну тележку с соком. По пути зашла в кабинет к управленцам и утеплилась пуховой жилеткой. В зале наполнила стеллаж с яркими пачками сока «Фруктовый сад» и заменила белые ценники этой фирмы на желтые. По акции многие виды напитка подешевели на приличную сумму — до 20 рублей. По пути изучала контингент своих клиентов. Сделала вывод, что натуральные соки чаще берут школьники постарше, девушки и семейные пары с детьми.

Когда я видела снова зияющие дырами стеллажи с соком и представляла путь на склад, то понимала, что уже очень устала. Хотя стояла не в молочном отделе, где девушки трудятся в шесть рук, практически не разгибая спины. Такая же ситуация в отделах с хлебом, овощами, фруктами, макаронами.

Пока я проверяла сроки годности на только что привезенных пачках, в кармане изо всех сил вибрировал телефон. Мне звонил наш фотокор Андрей Оглезнев. Но по правилам работы брать трубку в зале запрещено, ответить можно только в подсобке.

Обед не греет

После краткой фотосессии в продуктовых рядах наступило долгожданное время обеда. Хотелось не столько есть, сколько спрятаться от холода и сквозняка в теплой комнате столовой. Своей тарелки и ложки у меня не было, поэтому пришлось купить в магазине готовые расфасованные блюда. Еда порциями улетала куда‑то глубоко в желудок, а тело так и не приходило в себя. Крутило руки, ноги, поясницу.

Блоки с алкоголем, колбасой, йогуртами продолжали прибывать. Материала и эмоций мне уже с лихвой хватало на репортаж, а силы покидали мое тело катастрофически быстро. Как другие мерчандайзеры доживают и выживают после часа пик, для меня осталось настоящей загадкой.

При всем желании и энтузиазме отработать полную 13‑часовую смену я не смогла, сдулась на полпути до финиша. Неудивительно, что на должности мерчандайзеров в магазинах большая текучка кадров, для многих эта работа лишь ступенька, от которой можно оттолкнуться и попасть в ряды кассиров или управленцев. Их невидимый труд оказался очень тяжелым. Результат непрерывной и кропотливой работы — светлые просторные залы с аппетитными и радующими глаз стройными рядами товаров. Их труд схож с порядком в уютной квартире домохозяйки, который все видят, но никто не замечает.

МНЕНИЕ

Надежда Зоркольцева, управляющая гипермаркетом «Кэш&Кэрри»:

— С годами мы уже хорошо изучили потребности и вкусы наших покупателей. Знаем, когда каких продуктов амурчанам хочется больше всего. Сейчас, например, люди продолжают активно есть мясо, колбасы, деликатесы, так сказать еще продолжают накапливать жировую прослойку, необходимую зимой. После 23 февраля и до конца лета откроется сезон шашлыков. Полуфабрикат будет уходить на ура, особенно на выходные и праздники. С марта до мая начнут хорошо покупать соленья, огурчики, помидорчики, капусту. Начнется тот самый период, когда «чего-то хочется, а чего — не знаю». Как пойдет своя редиска, люди переключатся на нее. С августа пойдет спад на фрукты и овощи, зато увеличится спрос на арбузы и дыни. А селедка лучше всего разлетается в сентябре и октябре, когда народ копает картошку!

74 мерчандайзера работают в гипермаркете «Кэш&Кэрри» в «Островах».

669 тележек в гипермаркете «Кэш&Кэрри». Иногда во время праздников не остается ни одной свободной.