Мальчики не хотят идти в клоуны

Цирковая студия «Фаворит» Марии Балабановой растит таланты с малых лет

«Ира, выпрямись!» — командует строгий тренер девчушке, вращающей пять тяжелых обручей. Две других в это время ловко жонглируют, стоя напротив друг друга. Еще одна маленькая гимнастка демонстрирует красоту движений и грацию хрупкого, но не по‑детски сильного тела. Это на сцене они артисты цирка в блестящих костюмах, показывающие чудеса акробатики и воздушной гимнастики под аплодисменты зрителей.

За отточенными движениями и непосредственными детскими улыбками из зала не видны долгие часы тренировок, тяжелая, подчас монотонная работа, через которую и воспитывается настоящий артист цирка.

Это вам не детский сад

Руководитель благовещенской цирковой студии «Фаворит» Мария Балабанова сама с детства в цирке. Окончив профильное отделение благовещенского колледжа культуры, она захотела создать свой коллектив, и теперь считает, что бесталанных детей не бывает.

— Свои силы у нас может попробовать любой ребенок. Ежегодно осенью к нам приходит много ребятишек, но остаются единицы. Нагрузки выдерживают далеко не все. Да и повторять одно и то же по много раз не каждый захочет. Некоторые думают, что цирк — это что‑то типа детского сада, где можно попрыгать, «постоять на ушах». Но цирк — не развлечение, — рассказывает руководитель коллектива. — Наши дети занимаются четыре раза в неделю по полтора часа, а старшие — по два-три часа. Причем «старшими» могут быть и те, кому 5—6 лет, просто они посещают студию уже третий год, с момента ее основания.

Самой маленькой в коллективе воспитаннице четыре года. По словам Марии, овладение навыками циркового искусства малышам дается легче. Чем раньше начинает заниматься ребенок, тем проще ему добиться конкретных результатов.

— В самом начале всегда сложно. Зато сейчас смотришь, они и перевороты делают, и колеса, на всех шпагатах сидят. У ребенка появляется пресс, крепнут мышцы. Мы счастливы сами, что у нас растут такие дети. Да и родители довольны, — без ложной скромности заявляет руководитель «Фаворита».

Ребенок в студии всему учится комплексно. Среди цирковых дисциплин — акробатика, гимнастика, основы жонглирования, актерское мастерство и другие предметы. Со временем становится понятно, к чему ребенок расположен больше. Специальных диет нет, главный рецепт — упорство и желание трудиться. Однако без помощи родителей не обойтись, признается шеф маленьких артистов. Если папы и мамы не поддерживают малыша в его начинании, не могут объяснить, для чего важно заниматься, чтобы стать настоящим циркачом, педагогам работать с таким ребенком крайне сложно.

— Есть и старшие дети. В этом году много девочек 13—14 лет. Дети такого возраста в студию приходят сами, зная, чего они хотят добиться, — продолжает Мария, которая всех воспитанников зовет «мои дети», хотя родных у нее еще нет. — Недавно у меня старшие дети заявили, что собираются связать свою жизнь с цирком и быть преподавателями в студии. Я понимаю, что в таком возрасте все еще может поменяться. Но если они настроены серьезно, то, конечно, поддержу их и подготовлю.

Полгода работы ради трех минут славы

Вспоминая начало пути, «цирковая мама» маленьких артистов говорит, что первые шаги «Фавориту» помог сделать центр занятости, который предоставил субсидию на открытие своего дела — около 60 тысяч рублей. На эти средства подобрали помещение для студии, прошел первый набор детей. Потом была помощь от города и из областной казны. Первый отчетный концерт, благодаря финансовой поддержке, не позволил бюджету студии уйти в минус. На вторую программу «Карнавал в Рио» денег ушло много, особенно затратными получились костюмы, яркие, со страусовыми перьями.

— Пришлось свои закрома доставать. Где‑то родители помогали шить. Мы стараемся, чтобы костюмы были на уровне, а не просто комбинезоны. Дизайн придумываем сами и заказываем шить. Надо сказать, не все мастера берутся, так как есть определенная специфика — особенности материала и прочие тонкости. Реквизит частично сами делаем, что‑то через интернет заказываем. Сейчас много специализированных интернет-магазинов. На отчетный концерт в прошлом году вход был бесплатный. Собрался полный зал. У одного пять бабушек пришли, дяди, тети — вот и получился аншлаг. Во всех номерах участвуют дети, преподаватели на замену выходят только в исключительных случаях, — объясняет руководитель студии. — Еще есть номера с пуделем и попугаем, в которых работаю я. Мы сами всегда ходим на концерты наших студий в городе, в интернете смотрим ролики, концертные программы. Учимся, несмотря на то что давно сами стали преподавателями. Стараемся отойти от стандартов, придумать что‑то необычное. К примеру, первый концерт «Волшебный экспресс» представлял импровизированное путешествие по странам. Второй создан в духе карнавала. В апреле состоится третий, для которого будет поставлен номер с массовым жонглированием. Это была моя мечта.

Чтобы подготовить 3—5‑минутное выступление, надо тренироваться около полугода, говорят артисты. В каждом концерте полтора-два десятка номеров, в которых на разных ролях участвуют практически все маленькие «фавориты».

Очень жаль, что на десять девчонок…

Кстати, мальчиков в студии всего несколько человек. Ребята и на концертных площадках областного центра выступают, и за пределы города выезжают с программой.

— Даже не знаю, чем мальчишек можно завлечь, — сетует руководитель «Фаворита». — Кто‑то реакции сверстников боится, чтобы ребята не дразнили: «Да ты в цирк ходишь, ты клоун». А то, что в цирке и акробаты, и жонглеры, никто не вспоминает. Мы даем не только спортивную подготовку, но и учим артистизму, раскрепощению. Даже правила этикета объясняем. Учим и работе в коллективе. У детей, которые вместе занимаются, на концерты ездят, даже своеобразная семья сложилась. Новичков они осторожно к себе пускают. Чтобы маленькие артисты перестали стесняться, они сначала выступают друг перед другом в кругу студии. Прорабатываем все ситуации, чтобы ребенок знал, что делать, если выронит реквизит во время выступления. Все, конечно, с опытом приходит, и к детям тоже. Но у нас публика хорошая — все понимают, что это дети. И даже ошибкам умиляются.

Стоит отметить, что занятия в цирке, по мнению педагогов, не должны мешать школе. За успеваемостью в «Фаворите» следят строго, и растить артистов-двоечников не собираются. Есть у студии и другие добрые традиции. Например, посвящение в артисты, которое проводят старшие дети для новеньких. «Взрослые» готовят испытания для «молодых», сами пишут и ведут сценарий, представляют свои номера.

С момента основания студии стоимость за обучение остается неизменной — 1000 рублей в месяц. По мнению руководителя, чтобы увеличивать оплату, нужно поднимать и уровень подготовки: вводить новые предметы, такие как история цирка, дрессура. А для последнего нет главного — условий для содержания животных. Студия тоже требует немалых расходов, так как артистам нужно специальное оборудование, в том числе и для занятий воздушной гимнастикой. Но, несмотря на все трудности, в этом году «Фаворит» строит планы на участие в фестивале. Место и масштаб мероприятия пока не разглашаются.

40 000 рублей и более тратит цирковая студия на подготовку к отчетному концерту на реквизит и костюмы.

 30 амурчан от 4 до 14 лет овладевают цирковым искусством в студии «Фаворит»

3 000 рублей — в такую сумму может обходиться концертный костюм для маленького артиста цирка.

6 месяцев — минимальный срок, который необходим для подготовки номера на три-пять минут.

Возрастная категория материалов: 18+