Парфюмерами не рождаются

Помните, как главный герой фильма по одноименному роману «Парфюмер» различал миллионы запахов, а своего собственного не имел? «Писатели — большие фантазеры, — с улыбкой говорят эксперты-криминалисты. — Запах присущ каждому человеку — мы получаем его при рождении, и до самой смерти он нас сопровождает, практически не меняясь. Скрыть или изменить его хотя бы на время невозможно. Это такой же отличительный признак личности, как отпечатки пальцев или структура ДНК».

То, что по запаху с помощью служебной собаки можно выйти на преступника, знают все. Но чтобы «собрать и сохранить» запах убийцы, грабителя или насильника?! 

— Криминалистика не стоит на месте. Чем дольше преступник контактировал с предметом, тем больше молекул он оставил и тем сильнее будет «пойманный» запах. В мире существует несколько патентованных методик получения запаха с места происшествия. Но самая надежная — наша, российская, —  с гордостью отметил заместитель начальника экспертно-криминалистического центра УМВД полковник полиции, кандидат медицинских наук Константин Егоров. — На сегодняшний день в нескольких регионах России уже созданы специальные лаборатории, где исследуются запахи. У нас такой лаборатории пока нет. Но «консервировать» запахи  мы можем.

При этом рассказать подробности, как собственно делаются «консервы» из запаха, Константин Егоров отказался. О своей работе эксперты-криминалисты вообще говорят неохотно, ссылаясь на то, что информация, которой они располагают, является конфиденциальной и составляет тайну следствия. «Нам приходится всегда говорить завуалированно или недоговаривать, чтобы преступники не могли взять на вооружение наши методики», — объясняют профессионалы.

Интеллектуалы МВД

Все заключения экспертов-криминалистов основываются на научных исследованиях. Поэтому эту службу иногда еще называют интеллектом МВД, а самих экспертов — интеллигентами, но только не белыми воротничками! Какие уж тут воротнички, если на месте происшествия эксперт, как правило, выполняет самую грязную работу. Тут и кровь, и другие, так называемые биологические материалы — между прочим, небезопасные для здоровья. На вопрос: «Что самое сложное в их работе?» — сотрудники ЭКЦ уклончиво отвечают: «Сложно первые полгода, потом привыкаешь».

В экспертно-криминалистическом центре более 15 лабораторий, где проводят различные экспертизы — от почерковедческой до молекулярной. Лаборатории центра оснащены сегодня современным оборудованием, стоимость которого исчисляется миллионами рублей. Всевозможные хроматографы, хроматомасс-спектрометры и другие приборы позволяют проводить сравнительные исследования наркотиков, определять состав наркотиков, лаков, красок, нефтепродуктов, взрывчатых веществ, фармакологических препаратов, половую принадлежность останков человека, а также проводить полный спектр экспертиз металлов и сплавов.

Мелочей не бывает

«Преступник по воздуху не летает — всегда оставляет какие-либо следы, хотя они и невидимы», — уверен заместитель начальника экспертно-криминалистического центра. Большое значение имеет, как отработает эксперт на месте происшествия — что изымет, какой объект. Ему надо быть не только супервнимательным и наблюдательным, но еще и обладать знаниями психологии — постараться понять, как думал преступник. Тогда становится очевидно, где искать улики, которые, пройдя через лаборатории, дадут необходимую информацию следствию.

Даже по микрочастицам можно доказать причастность того или иного фигуранта к преступлению. Полковник полиции Егоров много лет занимался исследованиями волокнистых материалов и припомнил интересный случай из экспертной практики. В одном из городов области произошло убийство. По сути это был очередной висяк — свидетелей нет, подозреваемых тоже. Единственная улика — изъятый экспертом кусок фанеры с бурыми пятнами и отпечатками ног. Преступник ходил в вязаных носках, и микрочастицы шерсти прилипли к засохшей крови на полу. 

12000

различных экспертиз и исследований проводят ежегодно специалисты экспертно-криминалистического центра МВД России по Амурской области

— Сложность состояла в том, что волокон было очень много — более 10 видов, а цветовых оттенков мы насчитали порядка сорока. И практически весь комплекс этих волокон мы потом обнаружили в носках, которые нам предоставили в качестве образцов для сравнения, — констатирует профессионал экспертного дела. — Это было уже после того, как оперативникам все же удалось выявить круг подозреваемых, взять у каждого носки для исследования. В одном случае совпадение образца оказалось практически 100-процентным. Сомнений не оставалось: именно эти носки были на убийце в момент совершения преступления. 

Живой сканер

Существуют экспертизы, на которые научный прогресс практически никак не повлиял.  Например, как и десятки лет назад, составляя фоторобот, криминалисты разделяют лицо на три части. А в дактилоскопии, снимая отпечатки пальцев, они пользуются порошками и кисточками. Но сегодня уже не нужно скрупулезно перебирать сотни дактилоскопических карт, выискивая совпадения по математическим точкам. Компьютер за считаные минуты и с высокой точностью найдет такие совпадения среди сотен тысяч, занесенных в базу данных вариантов.

Нам продемонстрировали возможности электронной базы данных автоматизированной дактилоскопической информационной системы (АДИС) «Папилон». В конце прошлого года в дополнение к стационарным криминалисты амурской полиции получили еще несколько переносных таких систем, которыми сейчас оснащают районы области. В составе «Папилона» есть «живой сканер» — так полицейские называют мобильную дактилоскопическую станцию.

— Ставим сюда палец, и теперь — смотрите на экран…

11000

с лишним мест происшествия осмотрели за прошлый год профессионалы ЭКЦ регионального УМВД, изымая преступные следы и различные образцы для исследований 

Не прошло и двух минут, как на мониторе высветились фамилия, имя и отчество профессионала дактилоскопии, который за годы работы помог раскрыть в Приамурье уже не одну сотню преступлений. Мы не называем его фамилию из соображений безопасности. 

— Раньше  у нас не было возможности точно установить личность «здесь и сейчас», кроме как  со слов человека, который мог представиться кем угодно, хоть другом или соседом. Благодаря  «живому сканеру», который подключен к общей локальной сети,  личность подозреваемого можно выяснить теперь в считаные минуты. Причем можно не только узнать, стоит ли фигурант на учете,  но и проверить неочевидные следы, изъятые на месте происшествия, по базе данных.

Тест: о чем скажет ваша подпись

То, как человек обычно расписывается в документах, многое может сказать о владельце подписи. Дайте кому-нибудь из своих знакомых чистый лист бумаги и попросите поставить на этом листе его подпись.

Если человек выбрал для своей подписи центр листа и подпись его крупная — перед вами уверенный в себе, немного эгоистичный, любящий свою персону человек.

Если подпись стоит внизу листа — это говорит о желании постоянно чувствовать опору и поддержку, выбирать только основательные решения и обстоятельства.

Если подпись вверху листа — перед вами мечтатель, витающий в облаках.

Если подпись в углу — желание укрыться, не привлекать к себе внимание, сложности в общении.

Подпись стоит ближе к правому краю листа — человек нацелен на будущее и любит планировать свои дела и стремиться к поставленным целям. Подпись написана ближе к левому краю — скорее всего, этот человек часто оглядывается на свое прошлое в поисках теплых воспоминаний, чувства защищенности, не видя особых перспектив для себя в будущем.

Возрастная категория материалов: 18+