Туши пожар. Зови Илюшу

Самолет Ил-76 помогает амурским спасателям тушить лесные пожары

«Соблюдаем технику безопасности: командир корабля — ваш начальник на время полета. Все его указания — не ходить, не сидеть, не лежать — нужно выполнять неукоснительно» — такими наставлениями нас, журналистов, желающих отправиться в полет на Ил-76 на тушение пожаров в области, встретили сотрудники пресс-центра амурского МЧС.

На борт — 42 тонны воды

Таможенный досмотр, проверка паспортов — и мы уже на взлетной полосе. Возле громадины Ил-76 стоят несколько водовозных автомобилей. Чтобы наполнить 42 тонны воды, такое количество способен поднять в воздух самолет, нужно 30—40 минут. В день может быть три-четыре подобных дозаправки. Рядом готовится взлететь Ми-26 —большой вертолет МЧС, который прибыл из Хабаровска. На его борту 35 спасателей. Это часть авиационного звена МЧС России, которое работает на тушении пожаров. Вечером к ним присоединятся Ми-8 и Б-200 — самолет-амфибия, недавно прибывший в Приамурье.

— Каждая единица из авиатехники выполняет свою задачу, — делится с журналистом АП начальник отдела авиации и авиационно-спасательных технологий Дальневосточного регионального центра МЧС России Антон Лебедев. — Например, Ил-76 сбивает верховой пожар одновременным или поочередным сливом. После чего более точечно по очагам возгорания работает вертолет. Из-за сильного ветра оставшиеся искры или головешки могут снова разгореться, поэтому после таких сливов, чтобы полностью ликвидировать пожар, на земле кромку возгорания обрабатывают спасатели с огнетушителями.

Вертолет, после того как высаживает огнеборцев на землю, занимается тушением пожаров самостоятельно. На его борту, кроме основного оборудования, есть и ВСУ — водосливное устройство. Оно крепится к вертолету с помощью внешней подвески: машина подлетает к водоему, зачерпывает воду и сливает на локальное место пожара. Его вместимость — 15 тыс. литров. За один вылет можно выполнить 20 сливов воды, а это порядка 300 тонн жидкости. Вертолет без дозаправки может находиться в воздухе до четырех часов.

«В иллюминатор не смотрю»

И вот самолет готов к вылету. Место прибытия — Свободненский район. Здесь сильно горят леса. Экипаж самолета — пять человек, все профессионалы своего дела.

В самолете жуткий гул давит на перепонки так, что пришлось закрыть руками уши. У всех летчиков для таких случаев есть наушники, по которым они общаются между собой, или… беруши. Но летчики забывают их использовать — уже привыкли к гулу и шуму внутри кабины. Говорят, на большой высоте на этом самолете летать комфортнее, чем на пассажирском.

«Поехали!» — как Юрий Гагарин, сообщил пассажирам бортинженер Александр Кунаков. В авиации он уже 38 лет. После окончания летного училища в Киеве летал на Як-42 — небольшом сорокаместном самолетике, на Илюше летает вот уже 18 лет.

45

метров — минимальная высота для сброса воды над очагом возгорания, за 8 секунд выливается 42 тонны жидкости

Самолет быстро набирает скорость, в иллюминаторе вижу, как быстро мелькает земля… Взлет.

— Вот сейчас Амур посмотрим, — радуется мужчина. — Мы его видели только во время наводнения, когда прилетали к вам в прошлом году. А так я в иллюминатор уже давно не смотрю — раньше было интересно, а сейчас… уже привык к полям, лесам. Я первое время делал много фотографий, снимал пожары, вид из кабины… Сейчас могу взглянуть, только если летим в горах. Например, недавно летали в Афганистан с гуманитарным грузом, так там страшно было взлетать с аэропорта Кабула — с двух сторон горы, а впереди душманы с автоматами сидят… Опасно было и в Сирии, и в Африке — там, где сейчас воюют. Америка ведь не дает спокойно жить — им нужна война.

Этот самолет МЧС с гуманитарным грузом побывал в разных уголках не только нашей страны, но и мира: в Японии, Греции, Франции, Америке...

— Где землетрясение или какой-нибудь катаклизм — так мы и летим, — добавляет Кунаков. — Если снять эти резервуары с водой, сюда помещается много людей и техники. Например, в прошлом году в дни вашего наводнения мы смогли вывезти этим бортом один автомобиль и 160 пассажиров.

Успеть за 8 секунд

Через 20 минут мы подлетели к месту пала. В иллюминаторе только черный дым — горят леса. Самолет делает круг над очагом пожара — летчики решают, с какой стороны лучше зайти. Высота — не более 500 метров. Снижаемся до уровня 55 метров (минимальная высота для сброса воды 45 метров). Открывается грузовой люк. Обычно слив происходит одновременно с двух резервуаров, 42 тонны выливаются за 8 секунд. Сегодня был дан приказ вылить воду с задержкой в 5 секунд: сначала один прибор, потом второй. Задержка, по словам операторов, позволяет охватить большую площадь горящей земли. Кстати, такой поток воды может сломать небольшую березу на земле.

Всё! Самолет разворачивается и летит на базу, на дозаправку. Весь полет занял примерно 40 минут. Сегодня лететь было немного некомфортно, говорят члены экипажа, из-за сильного ветра. Однако обратно мы летели быстрее. Волнительный момент — встреча с землей. Ура! Мы поблагодарили экипаж, хлопая в ладоши. «Мы не привыкли к этому, — ответили нам спасатели, — но если возим пассажиров, то они тоже всегда хлопают. А ведь это просто наша работа…»

Возрастная категория материалов: 18+