Выпускник МГИМО Ярослав Туров о том, что соцсети дают в работе и что отнимают в жизни

«Если можешь не писать — не пиши», — считал Антон Павлович Чехов, применяя эту фразу прежде всего к себе. Можно представить, какой богатой пищей для его иронии стало бы нынешнее изобилие бессмысленных и оттого беспощадных постов, твитов и комментов, которыми пестрят страницы соцсетей. О том, что студенты столичных вузов зависают в соцсетях, точно так же, как студенты амурских ПТУ, как сориентироваться в  безграничном веб-пространстве, где человек человеку — подписчик, фолловер и френд,  об очаровании социальными медиа и о том, как не стать их рабом,  АП поговорила с начинающим  журналистом-международником, выпускником МГИМО этого года амурчанином Ярославом Туровым

«Захожу "Вконтакт", как в свою комнату»

 — Ярослав, когда вы впервые появились в соцсетях?

  — Свой первый аккаунт в соцсетях я завел в 16 лет. Тогда очень популярен был mail.ru агент, и я в нем зарегистрировался.  Уже потом у меня появилась страница «Вконтакте». Когда я приехал в Москву, ощутил  невероятную разницу между Центральной Россией и Дальним Востоком. Если на ДВ тогда все пользовались «Моим миром», то в столице люди повально сидели «Вконтакте» (ВК) и в «Фейсбуке» (ФБ). Тогда разница в скорости интернета на ДВ и в Москве была разительная, сейчас она немного уравнялась. В Москве в то время уже был дешевый и быстрый интернет, и «Вконтакте» был намного популярнее за счет контента — в нем можно слушать музыку, скачивать видео. Среди моих одногруппников считалось, что если ты пользуешься какой-то соцсетью, кроме ВК и ФБ, — то ты этакий фрик.

Отказаться — это как курильщику бросить курить. Это такая вредная привычка нашего века. 

Около двух лет назад я зарегистрировался на «Фейсбуке».  Полгода назад зарегистрировался на «Линкдине» (соцсеть для поиска деловых контактов — Прим. ред.). Этот аккаунт однажды помог мне найти временную работу. Активнее всего я пользуюсь «Вконтакте»,  на втором месте — «Фейсбук».

— Что вам дают соцсети?

 — С одной стороны, это для меня способ общения. «Вконтакте» у меня 844 друга, примерно с двумя сотнями из них я общаюсь регулярно. «Фейсбук» использую в основном по работе. Страница в ФБ для меня что-то вроде газеты: я подписан на многих известных журналистов, политологов, аналитиков, которые регулярно постят что-то. А ВК — это как пространство для жизни, как своя комната в квартире: фотки разместить, музыку послушать, фильмы посмотреть.

Вредная привычка

— Сколько времени вы уделяете соцсетям?

 — Нельзя сказать, что я уделяю время конкретно соцсетям. Обычно я целый день онлайн.  Можно ли считать, что я уделяю этому 24 часа в сутки? Зайти посмотреть, что тебе прислали — дело трех секунд. Но если суммировать все время, когда я отвлекаюсь, и время, которое я трачу, чтобы снова сосредоточиться — получается довольно много. Думаю, если это полностью исключить, моя работа и учеба были бы в десятки раз эффективнее. Вместе с тем это очень сложно сделать — как курильщику бросить курить. Это такая вредная привычка нашего века. Социальные медиа, в которые входят соцсети, блоги, микроблоги, видеохостинги, нас закабаляют, а с другой стороны, они дают море возможностей.

На нас каждый день выливается безумный поток информации. И чтобы ему противостоять, мы направляем ответный поток — мы постим массу ненужных мыслей.

 — Какие возможности дают социальные сети?

— Есть такая теория, что любая сложная технология мало чем отличается от магии. По сути, мы, обретя быстрый доступ к соцсетям в своем телефоне, стали этакими волшебниками. Мы можем узнавать любую информацию об окружающем мире, не вставая с дивана, можем общаться движением двух пальцев с людьми, которые находятся за тысячи километров. Но стали ли мы счастливее благодаря этим волшебным возможностям? Я сомневаюсь.

Люди старшего поколения говорят: «Мы воровали яблоки с чужих огородов, играли в футбол, купались, а что вы делаете? Сидите весь день напролет за компьютером». Для них это все глупость и потеря времени. Потому что настоящая жизнь, настоящее счастье оно в чем-то другом. Но чтобы отказаться от этой потрясающей власти медиа, нужна сила воли.

«Молчи, скрывайся и таи»

 — Можно сказать, что вы зависимы от социальных сетей?

844

друга у меня Вконтакте. Примерно с двумя сотнями из них я общаюсь регулярно

 — Наверное, я зависим от них, потому что они отнимают у меня много времени. Несколько месяцев назад на паре по коммуникациям в контексте постиндустриального общества нас попросили провести эксперимент — неделю молчать, то есть не заходить в интернет, и при общении пользоваться лишь мимикой и записками. Это был интересный опыт по отказу от соцсетей — сразу освободилась масса времени, я начал более эффективно планировать свой день.

После эксперимента я осознал, что мы живем в мире вынужденной коммуникации — от нас буквально требуют, чтобы мы высказывались. Мир заставляет нас постоянно болтать. Эта болтовня превратилась в своеобразный зонтик, которым мы закрываемся от окружающего мира. На нас каждый день выливается безумный поток информации. И чтобы ему противостоять, мы направляем ответный поток — мы постим массу ненужных мыслей. И в принципе, если отказаться от этого — вообще ничего не изменится.

— Чувствовали ломку?

 — Безусловно. Я написал всем, что неделю не буду появляться в соцсетях. Когда  снова зашел на свою страницу, обнаружил там сотни пропущенных сообщений. Я понял, что из моей жизни выпал целый пласт реальности.

Сначала не признаешь новые медиа, боишься их. Потом наступает стадия понимания и очарования: ты открываешь для себя мир соцмедиа, полностью в него погружаешься и впадаешь в зависимость. 

Есть такая теория — очарования медиа. Согласно ей, существуют три стадии очарования медиа — сначала не признаешь новые медиа, боишься их. Потом наступает стадия понимания и очарования: ты открываешь для себя мир соцмедиа, полностью в него погружаешься и впадаешь в зависимость. И третья стадия — это точка бифуркации: либо у тебя снова отторжение, и ты полностью отказываешься от этого, либо ты начинаешь использовать это рационально. Думаю, что я сейчас как раз в этой третьей стадии. Я не собираюсь отказываться от преимуществ соцсетей, но стараюсь заставить себя максимально рационально использовать их возможности. Стараюсь не становиться их рабом.

 «И ковер, и RayBan — одинаково пошло»

— Столичная молодежь также зависает в соцсетях, как амурские студенты?

— Было бы ошибочно разделять людей по тому, в каком городе они живут, — люди все одинаковые. Разница только в том, как они себя преподносят — кто-то фотографируется на фоне ковра на плохой фотоаппарат, а кто-то это делает на айпад в очках Ray Ban. Но смысл один: и ковер, и Ray Ban — это одинаково пошло и безвкусно. Я знаю многих умнейших, очень  успешных людей, у которых привязанность к соцсетям доходит до смешного. Они говорят себе: все — с сегодняшнего дня я не сижу в ВК. И через некоторое время нарушают слово, заходя туда через свой фейковый аккаунт.

— Можно ли сказать, что соцсети представляют угрозу для молодого поколения?

— В мире гораздо больше реальных опасностей: плохое питание, загрязнение окружающей среды, экстремизм. Соцсети представляют  угрозу ровно в той степени, в какой представляют угрозу все вредные привычки. Они не убивают, но человек, употребляющий наркотики и алкоголь, сокращает свою жизнь, и человек, сидящий в соцсетях, точно так же сокращает ее.

— Каким вы видите будущее социальных сетей?

— В этот самый момент целая армия людей ломает себе голову, думая, как стать новым Джобсом или Цукербергом. Но идей не так много. Либо придумать способы еще более эффективного удовлетворения человеческих потребностей, то есть создать более совершенные сети. Либо придумать новую потребность и внушить ее человеку — этим занимается маркетинг.

Соцсети эволюционируют во что-то новое. Уже сейчас их используют как своеобразный эрзац электронного паспорта — ты не можешь зайти на какой-нибудь сайт, не предоставив доступа к своему аккаунту. А может быть, в будущем соцсети вмонтируют в мозг человека, все идет к тому, что все сети интегрируют в глобальную систему связей. Пока это звучит как научная фантастика. Но по сути то, что сейчас происходит, еще 30 лет назад тоже казалось фантастикой.

Справка АП

Ярослав Туров — студент МГИМО, в 2010 году окончил с золотой медалью благовещенскую гимназию № 25, одержал победу во Всероссийской гуманитарной телеолимпиаде «Умницы и умники», поступил на факультет международной журналистики, изучает немецкий и английский языки. В свободное от учебы время занимается творчеством (проза, публицистика), издал два сборника малой прозы, является автором и ведущим студенческого ток-шоу «Наше мнение». С марта по июль 2013 года обучался в Университете Гумбольдта в Берлине. В качестве фрилансера пишет для изданий «Метрополь» и Oil & Gas Journal Russia.