На ковре самолеты: благовещенский коллекционер собирает уникальные модели воздушной техники

«Очень горжусь, что в моей коллекции есть первый в мире бомбардировщик, который был построен в России, — "Илья Муромец". Американцы начали их создавать во Вторую мировую войну, а мы применяли их уже в Первой мировой», — с гордостью рассказывает о своей авиаколлекции благовещенец Александр Родин. В его авиапарке все воздушные суда — легендарные, со своими подвигами и историей. 

Первому самолету — 36 лет

В коллекции Александра Родина уже 350 самолетов и вертолетов ручной сборки, некоторые из которых являются не только легендарными, но и уникальными. В своей ювелирной работе  мужчина использует специальное оборудование и подручные материалы: прищепки, линейки, баночки из-под сыра, тончайшую проволоку, микроскоп и  монокуляры, которые позволяют работать с миниатюрными предметами. Благодаря восьмикратному увеличению этого прибора в авиамоделях появились малейшие детали кабины: рычаги управления, доска приборов, огнетушитель, аптечка, сиденья, радиостанция.

— Большая часть самолетов уникальна, потому что они самоделки, — начал свою экскурсию коллекционер. — Ни одна фабрика не сможет точно воссоздать летающий аппарат до мельчайших деталей. Поэтому если я покупаю сборную модель, то половину выкидываю и заменяю на детали собственного изготовления.

Самая любимая модель мастера и первая любовь — полностью самодельный вертолет Ми-2. Его выхлопные патрубки сделаны из трубочек от коктейля

Первый самолет благовещенец сделал в 1978 году из-за большого количества… свободного времени. Потом десять лет судно было единственным в парке: сначала  учеба в вертолетном училище, потом в центре высшей летной подготовки, где бортинженера переучивали летать на Як-40. Потом  служба в благовещенском объединенном авиаотряде, а позже и в МВД. Однако любовь к авиации не пропала, а в 90-е годы даже вышла за рамки простого моделирования.

— Мне повезло, что попался хороший учитель — Владимир Новомлинцев. Он занимался сборкой кораблей и сумел меня увлечь. А так как моя душа тянулась к небу, а летчик не должен просто летать и получать зарплату, то с еще двумя единомышленниками мы создали клуб историко-технического стендового авиамоделизма. На уроках мы бесплатно занимались с мальчишками: рассказывали о том, как собрать самолет, и о том, как важно знать о человеке, который на нем летал, и о его подвиге, — говорит Александр Родин.  

На чем летали Герои Советского Союза

По летной технике Александра Родина можно изучать историю мира: на полках не только самолеты времен Первой и Второй мировых войн различных стран, но и гражданская авиация, именные самолеты и современные истребители. Стройным рядом, как на аэродроме, стоят знаменитые вертолеты «Черная акула» и «Аллигатор», истребители «сушка» и «невидимка» (F117).  Коллекционер знает историю каждого своего самолета, его боевой путь и имя героя-летчика. Ему мало выбрать модель самолета и собрать ее, обязательно нужно узнать, кто на нем летал.

Сейчас Родин занимается сборкой летной техники Героев Советского Союза. На данный момент у него их 60! На каждого в специальной папке есть полное досье с фотографиями, описанием подвига и чертежами боевой машины.

— Черпать информацию я начинал с книг, у меня множество книг по авиации, истории о войне в воздухе. Раньше чертежи зарубежной техники я выискивал в заграничных журналах: немецких, французских. Переводить чертежи помогали учителя. А вот когда появился интернет, с поисками стало проще: сын мне находил чертежи и истории самолетов. Сейчас я все сам делаю.  

Как Кузнечик стал Маэстро

Самая интересная судьба у истребителя ЛаГГ3 — именно этот самолет стал главным героем в советском фильме о летчиках «В бой идут одни старики». Именно на нем во время Великой Отечественной войны летал дважды Герой Советского Союза Виталий Попков. Его прообразами стали комэск Титаренко (Маэстро) и лейтенант Александров (Кузнечик). Эскадрилью Попкова в годы войны называли поющей, а из ее 14 летчиков-асов одиннадцать были героями!

— В фильме начало карьеры Попкова и его первый бой показан в образе вечного «дежурного по аэродрому» Кузнечика. Продолжение службы отображено в образе Маэстро. В настоящей жизни действительно его позывным был «Маэстро»! На земле Герой Советского Союза руководил джаз-оркестром. И однажды после тяжелого  воздушного боя командир и его летчик запели песню, прямо в небе. После этого к ним и приклеилось «поющая» эскадрилья. И сам Утесов подарил им два истребителя, назвав их «Веселые ребята».

Нам не нужны чужие герои

— Нашей стране есть кем гордиться: нам не нужны чужие герои, у нас своих достаточно, — считает Александр Родин.— Например, Петр Нестеров — первый в мире человек, совершивший мертвую петлю и таран в воздухе, Екатерина Зеленко совершила первый женский огненный таран. Поэтому, когда мне говорят, что один в поле не воин, я отвечаю: «Если это не русский летчик».  Вы, например, слышали о «воздушном казаке Вердена»? Французский город спас русский летчик Виктор Федоров. Во время Первой мировой войны он служил во Франции в эскадрилье аистов, куда отбирали самых лучших пилотов. Его называли «русский казак». За четыре  дня до окончания войны немцы подняли в воздух  50 самолетов, решив стереть город Верден с лица земли. Тем утром в воздухе был один Федоров, и когда он увидел эскадру, то понял, что город погибнет. Французам  нужно было немного времени, чтобы поднять самолеты в воздух. Тогда русский пилот решил принять удар на себя. Он вступил в бой против армады, смешивая строй истребителей, он шел на таран, сбил четыре самолета и пятым сам упал на землю. В церкви города Вердена хранятся остатки его шлемофона и куртки. Ему установили стелу в образе белой березы, а сам Виктор Федоров во Франции причислен к лику святых. 

Среди моделей амурского умельца много техники с «историями» — самолет первого человека, перелетевшего Атлантику в 1927 году, единственного в мире летчика —космонавта Георгия Берегового, самолет Пе-8, благодаря которому был открыт второй фронт во время ВОВ, истребитель Героя Советского Союза  Костылева, которого знал весь Ленинград во время Второй мировой, первый самолет, который перелетел Ла-Манш в 1909 году, самолет «От Леночки за папу» — на «елочные» и «конфетные» деньги его купили школьники Ставропольского края и Ивановской области. Инициатором выступила  Лена Азаренкова — дочь погибшего летчика, которая первой прислала 110 рублей на самолет.

Сегодня Александр Родин  на пенсии. В последнее время у летчика пошаливает сердце, поэтому новых моделей в этом году пока не собрал, но планы большие.

— В ближайших планах собираюсь начать собирать самолет «Норсман С-64» Глена Миллера. Он был джазовым музыкантом и погиб над Ла-Маншем в 1944 году. Когда  я будут представлять его самолет, то будет звучать музыка из фильма «Серенада Солнечной долины».