«Поддубный»: как заработать на железном Иване

Фильм «Поддубный» возвращает нам имя незаслуженно забытого героя, русского богатыря-борца Ивана  Поддубного.  После просмотра фильм-биография оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, спасибо, что вспомнили о забытой легенде, с другой — стоило ли делать  на этом материале благостно-мелодраматичную историю?

Судьба Ивана Поддубного гораздо парадоксальнее, драматичнее и страшнее, чем показано в фильме.  Судьба таланта в России, да еще в такую сложную историческую эпоху — вообще особая тема, но она оказалась нераскрыта. И, к сожалению, «Наша Раша» просматривалась в  «Поддубном» чаще, чем хотелось бы ее видеть. Последнее объяснимо — в послужном списке режиссера Глеба Орлова всего два фильма, и первый – «Наша Раша 2: Яйца судьбы».  

В судьбе Ивана Поддубного юмора было немного, даже несмотря на то, что его биография как атлета началась в цирке. Потомственный запорожский казак, работавший грузчиком в портах Севастополя и Феодосии, уложил на обе лопатки всех цирковых «черных масок» и «эфиопских каннибалов». Его триумфом стал самый авторитетный чемпионат мира по классической борьбе в Париже в 1905-08 годах. За сорок лет выступлений он не проиграл ни одного турнира или соревнования. В 1926 году, в 55-летнем возрасте шестикратный чемпион мира побывал в США и одолел  лучших борцов Америки, вызвав ажиотаж в Новом Свете.  С американских гастролей героя начинается фильм и ими же заканчивается. Это история о том, как русский Иван до Америки дошел, всех победил, удивил и напугал, а потом,  в отчаянном приступе ностальгии, обменял  все свои награды на билет в Россию.

Россия – это благостно-пасторальный хутор, где прошло детство главного героя, затем маленький передвижной цирк шапито, где открылся талант Поддубного и где он встречает свою любовь воздушную гимнастку Мими (Катерина Шпица). И, наконец, царские  палаты, где на полном серьезе государь с вельможами ведут спор, отправлять ли портового грузчика на мировой чемпионат — вдруг начнет на награждении семечки лузгать и опозорит державу?

Поддубный в исполнении Михаила Пореченкова на своего героя похож даже внешне, и не только молодецки подкрученными усами.  Казацкая, воспитанная отцом воля к победе видна в каждом его движении и  на манеже, и в быту. Но при этом Поддубный-Пореченков  в житейских вопросах наивен, как младенец, и только ленивый не пытается заработать на нем денег. Это делают и местечковые цирковые антрепренеры,  и прожженные американские импресарио. Девушка-стрекоза Мими становится не только возлюбленной, но и тренером личностного роста для Поддубного, вместо нежностей она нашептывает ему мантры-аффирмации: «Алле, и ты делаешь это! И побеждаешь!»

Вроде  бы все есть в фильме, что делает его неплохим  байопиком.  Есть герой в процессе становления, есть «лав-стори», есть костюмированные сцены, погружающие в исторические реалии, есть бои на аренах и манежах, есть определенный юмор и даже патриотический посыл. Ведь не остался Поддубный  в свободной богатой Америке, бросил заработанные кровью доллары и вернулся в Россию.

И можно было бы сказать, что фильм не плох, если не знать, что было дальше.  А далее, как известно, в биографии Поддубного была подлинная трагедия уникального таланта в России. Его слава неслась ввысь, и в 1939 году борец за свои заслуги в Кремле награжден орденом Трудового Красного Знамени. Во время войны живущий в краснодарском Ейске непобедимый Поддубный  оказывается на оккупированной фашистами территории. Немцы предлагают мировой легенде переезд в Германию, чтобы там тренировать немецких борцов, но он отказывается.  Тем не менее после войны Поддубный попадает в поле интересов  СМЕРШа. До самой смерти в 1949 году легендарный борец жил в жуткой нищете. Ему пришлось продать все свои награды, чтобы не умереть с голоду.  Но эти драматические страницы биографии остались за кадром.

Зато создатели фильма не поленились подсчитать, какая сумма с учетом инфляции скопилась на сегодняшний день на счету Ивана Поддубного в американском банке.  И после финальных титров подозрение, что на железном Иване в очередной раз попытались заработать, только усилилось.