Елена Печкина: «Лето еще будет!»

Замдиректора амурского Гидрометцентра об утренних туманах и августовских температурах

Почему нынешний июль так похож на август, откуда в Благовещенске такие сильные туманы по утрам и куда исчезли жаркие амурские ночи — накануне интересовались читатели АП. Прошлым летом природа доказала жителям Приамурья, что не каждая погода — благодать. Наученные горьким опытом, люди стали внимательнее приглядываться к природным явлениям и следить за прогнозами синоптиков. О нюансах прогнозирования, работе автоматических помощников метеорологов и энтузиазме российских наблюдателей во время видеотрансляции АП рассказала замначальника амурского Гидрометцентра Елена Печкина.

Лето по всем стандартам

— Елена Александровна, куда делось амурское лето? Неужели уже можно доставать теплый свитер?

— Температура 27—28 градусов для нас абсолютно нормальная. В последнее время у людей две крайности. Как температура повышается, начинаем стонать от жары, жалуемся, что климат изменился. А только начинается понижение, все жалуются на холод и порываются доставать свитер и сапоги. Для синоптиков лето заканчивается, когда температура устойчиво переваливает через 15 градусов в сторону понижения. Пока этого не случилось. Лето продолжается. В этом году оно стандартное, в отличие от предыдущего.

— Какими температурами этот июль балует амурчан на севере и юге области?

— Северяне сейчас про лето плохо не говорят. Благодаря двум последним циклонам температура на севере была гораздо выше, чем на юге. Сейчас показатели стандартные, в пределах тридцати градусов, в июне были немного выше. На днях на юге области температура понизилась из-за проходящего циклона. Хотя в понедельник в Благовещенске к часу дня было 18 градусов, а в Джалинде —  уже 24 градуса. Все зависит от наличия облачности.

— Июнь в этом году начался с неимоверной жары, а июль — с дождей. Нас заливает?

— Нет. У нас в области июль и август — традиционно самые дождливые месяцы. Не считая дождя в начале недели, за вторую декаду июля выпало всего 5 миллиметров осадков. При норме около 30. Тем не менее тот дождь вполне компенсировал недостаток осадков за вторую декаду. Дождик немножко покапал, а мы уже решили, что лето кончилось! Это не так.

Рекордная жара

— Надолго ли еще продлится купальный сезон? Какая температура воды сейчас?

— Температура воды в Амуре и Зее в районе Благовещенска сейчас около 22 градусов. Каждый решает сам, как долго ему еще можно купаться.

— Какие тепловые рекорды были у нас в этом году?

— Первый был 30 апреля. Температура поднялась до 31,4 градуса — это абсолютный рекорд для апреля. А с середины мая нам уже звонили люди, спрашивали, будут ли заморозки. Потому что многие уже рассаду высадили. Звонили и журналисты, спрашивали, с чем связано похолодание. Трудно объяснить, что это и есть рекорд. А «похолодание» связано с тем, что погода пришла в норму. Следующие рекорды были 1 и 2 июня. Температура выше 35 градусов в начале лета — такое редко бывает. Хотя абсолютный рекорд июня перекрыть не удалось. 25 июня 2010 года в Благовещенске столбик термометра поднялся до 39,4 градуса. В Свободном в тот момент было 42 градуса, в Белогорске — 40.  Люди повально падали в обморок. Тогда был абсолютно рекордный по жаре день.

— Какая погода ждет нас в ближайшее время?

— Циклон, который стоял над Благовещенском в начале недели, принес много осадков. С сегодняшнего дня и до конца недели температурный фон вырастет до 35 градусов. Местами по области не исключены грозовые дожди. Восстанавливается хорошая летняя погода.

Прогнозы легче всего делать зимой. Но я больше люблю апрель и июнь. В апреле все просыпается, впереди большое счастливое лето. А в июне еще не жарко, но уже тепло.

Одно ведро на всех

— Наши соседи из Хабаровского края уже переживают из-за повышения воды в Амуре. Нас это тоже ждет?

— Хабаровчане располагаются ниже по течению, и у них большое количество притоков. У нас другая картина. В ближайшее время мы ничего серьезного не ждем. И предпосылок, как в прошлом году, нет. Само по себе наводнение тогда возникло не в июле и не в августе, а осенью 2012 года. Рано лег снег, зима была многоснежной, весна — затяжной и дождливой. Снег таял медленно, из-за низких температур не испарялся и не уходил, некуда было. Земля была промерзшей, реки — полноводными. Почти годовая норма осадков за полтора летних месяца была последним аккордом природы. В этом году все не так. Хорошая осень, стандартная зима. Апрель — без единой капли и с бешеными температурами. Снег не просто растаял, он испарился. Почва подсохла. Полмесяца назад на обеих реках мы фиксировали противоположное опасное явление — маловодье. На сегодня уровень воды на Амуре и Зее ниже нормы. Меньше, чем на метр, повышен уровень в Селемдже, но без выхода на пойму.

— Что легче спрогнозировать: наводнение или ураган?

— Ответственность и тут и там огромная. Земля — живой организм, даже при одинаковых условиях ведет себя по-разному. Прогнозирование явлений с грозовым очагом — непосильная задача, независимо от оснащенности станции. А у нас сейчас нет ни одного локатора. Но в ближайшие два года планируем установить. В России вообще предвзятое отношение к прогнозам. Когда весь мир прогнозирует погоду вероятностным способом, у нас со времен революции — альтернативным. Либо да, либо нет. Грозовой очаг несет в себе большое количество энергии и может принести все, что угодно. Так, мы будем вынуждены почти ежедневно давать штормовое предупреждение летом. На днях наблюдала картину, от которой чуть не заплакала. Выхожу на балкон — дождь лупит со страшной силой по крыше соседнего дома. А у нас — сухо. Так вот: если дождя не было над нашим осадкомерным ведром на Чайковского, 7, то по документам его не было нигде в городе. А позволить себе термин «местами по городу» может только город-миллионник. Представьте, как от этого Владивосток страдает! Там в каждом районе своя погода, а метеостанция, как и у нас, одна.

Город в тумане

— С 2008 года по области устанавливают автоматические метеостанции. Программа модернизации завершается. На каком этапе сейчас этот процесс?

— Уже установлена 31 станция, осталось включить в работу еще три. АМК опередил возможности Дальнего Востока. На северных станциях временами просто нет сотовой связи. Поэтому там еще нужно установить спутниковые радиотерминалы. Станции должны опосредованно усилить точность прогнозов. Машина фиксирует все, что можно измерить автоматически. Но не сможет определить характер облачности и пояснить причину плохой видимости. Поэтому ближайшие сто лет глаз и логику человека АМК не заменит.

— В последнее время часто ранним утром из-за тумана в Благовещенске не могут сесть самолеты. С чем это связано?

— Туман — это конденсация. По утрам всегда самая высокая влажность. Стало ли это последствием прошлогоднего наводнения, можно говорить только после исследований. А дымка над городом — это грязь, смог и пыль. По утрам вся взвесь становится видной, с моста можно различить купол над Благовещенском. Как говорят китайцы, это плата за экономическое чудо.

— Оснащение наших станций не отстает от коллег? После наводнения вам увеличили финансирование?

— В техническом плане амурчане не отстают, они даже впереди своих дальневосточных соседей. После наводнения на нас обратили внимание, деньги выделяются. Но невозможно за один год восстановить то, что разваливалось десятилетиями. Гидрометслужба медленно умирала с конца восьмидесятых до 2013 года. Финансирование было по остаточному принципу. Учитывая зарплаты наших сотрудников, видно, что служба держалась исключительно на энтузиазме. Пришлось закрыть и множество труднодоступных таежных станций, которые было невозможно содержать. Их перевели в поселковые. Закрылись и многие образовательные учреждения. Сейчас работают только 2 специализированных университета. Люди стареют, уходят, и им некому передавать свой опыт.

АГК гидролога не заменит

— Недавно вы должны были закупить автоматические гидрокомплексы. Они уже работают?

— Они закуплены, в этом году по плану установят 11 АГК. Шесть из них уже работают в тестовом режиме. Работники ведут параллельные гидронаблюдения. Когда мы поймем, что показания приборов и наших гидрологов идентичны и им можно доверять, АГК заработают в полную силу на каждой гидрометслужбе.

— Чем они лучше живых гидрологов?

— Они не лучше. Живой гидролог не сломается, а аппарат — запросто. Плюс в том, что для АГК не существует Трудового кодекса, он может работать непрерывно. Когда уровень воды в реке поднимается до отметки «опасное явление», гидролог измеряет его каждые 2 часа. Однако ночью наблюдателям нельзя выходить на реку — это опасно. АГК регистрирует данные постоянно, гидропрогнозист по результатам может проследить динамику изменений.

— Такие комплексы добавят точности в прогнозы погоды?

— Я бы не сказала. АГК показывают фактический уровень, который уже измерен. На долгосрочном прогнозировании это никак не скажется. Половодье в области проходит спокойно. Опасны паводки, особенно на малых реках. Они возникают из-за ливневых дождей. Это бич нашей области. В стране только два региона, где проходят опасные локальные грозовые ливневые дожди, — Северный Кавказ и Амурская область. Опасный паводок возникает быстро, зависит от осадков. Так было в 2006 году, когда затопило Овсянку. Над бассейном Зейского водохранилища установилась дальневосточная депрессия, поливало его 2 месяца. Тогда пострадал один район, но 2013 год показал, что бывает хуже.

— Говорят, водохранилища притягивают к себе осадки. Это правда или миф?

— Это неправда. Термин «дальневосточная депрессия» был придуман задолго до появления в Приамурье водохранилищ. Это планетарное барическое образование. Водные объекты никакого отношения к нему не имеют. Как пример: рядом с нами, в 1300 километрах, располагается огромный водный объект — Тихий океан. Но он никоим образом не влияет на климат Амурской области. Связывать эти понятия просто несерьезно.

Возрастная категория материалов: 18+