Уроки на вырост

В Благовещенске растет конкуренция между студиями раннего развития детей

«Успеть все!» — это стало современным девизом не только взрослого человека, но и самых юных представителей нашего общества. Прогресс не стоит на месте, жизнь меняется год от года, предъявляя людям конкретные требования. Учебные программы со временем становятся насыщеннее и сложнее, тот же иностранный язык, с которым мы знакомились только в пятом классе, современные дети изучают с детского сада. Если раньше первоклашки только открывали для себя буквы и числа, сейчас к середине полугодия они должны уже бегло читать тексты. Поэтому готовить своих детей к школе родители все чаще предпочитают заранее, обращаясь в центры дошкольного развития. Спрос породил предложение. Так, за последние десять лет количество таких учреждений увеличилось в десять раз. Легко ли делать бизнес на дошкольном образовании, выясняла АП.

Пища для детского ума

До начала нового учебного года осталось всего полторы недели. В центрах раннего развития детей как раз идут записи новичков, формирование групп и составление расписаний. Руководители учреждений признаются, что это бизнес сезонный. Летом, во время каникул, он не приносит прибыли, а требует лишь вложений — ремонта классов, закупки новых учебников, книг и игр.

2400

-3500

рублей — цена обучения за месяц для малышей в возрасте 1—5 лет

Но с первым днем сентября все меняется — кабинеты оживают, за крохотными партами вновь появляются маленькие ученики. Учить малышей считать и писать до школы — это не смелое нововведение последних лет. В далеком 1995 году бабушка тоже водила меня в благовещенскую студию раннего развития «Гармония». Сейчас это учреждение, как и многие другие, кануло в Лету. Но семена знаний, заложенные в меня, маленькую, еще там, активно плодоносят до сих пор. В школе я стала отличницей, постоянной участницей олимпиад, затем медалисткой и далее по списку. Но первую свою интеллектуальную победу в стенах «Гармонии» помню до сих пор. Нам выдали четыре кубика, поделенных по диагонали на два цвета. Их нужно было сложить вместе так, чтобы посередине получился цветной ромб, как на картинке. Это казалось безумно сложным и больше похожим на волшебство, но у меня получилось. Осознание того, что я могу что‑то сделать, могу думать и решать задачи, ярко помнится даже сейчас.

Именно умение думать, анализировать, сопоставлять, выбирать подходящий вариант из нескольких предложенных пытаются взрастить в своих учениках педагоги центров раннего развития в первую очередь. «Мы даем им пищу для ума», — резюмируют свою работу учителя. Следом за этими навыками идут чтение, математика, письмо, знакомство с окружающим миром, конструирование, танцы.

«Будущего отличника видно сразу, — улыбается Лидия Тимченко. — Каждый ученик развивается по своей лесенке. Кто‑то поднялся выше, чем был. А кто‑то скакнул совсем высоко, у него и способности другие. Главное, вовремя обратить на это внимание родителей».

Из школы — в бизнес

Неудивительно, что свою студию раннего развития детей в основном решаются открывать бывшие школьные учителя и обладатели педагогического образования. У них есть знания, опыт общения со школьниками и неудовлетворенная тяга к творчеству и свободе. «Когда человек долго работает в школе, она становится ему тесна, ведь там кругом границы — программа, директор, завуч, отчеты. Творчества особо не проявишь», — призналась директор одной из студий раннего развития.

Руководитель центра «Малышкина школа» Лидия Тимченко также пришла в этот бизнес после нескольких десятилетий работы учителем начальных классов.

— Я видела, что неподготовленным детям тяжело осваивать программу, — говорит педагог почти с сорокалетним стажем Лидия Николаевна. — Период адаптации к школе — это настоящий стресс и для ребенка, и для родителей. Я думала и мечтала когда‑нибудь заняться дошкольной подготовкой малышей.

Такая возможность у женщины появилась после переезда в Благовещенск. В 2005 году она устроилась в одну из первых городских студий развития «Малышок». Для работы пришлось немного перепрофилироваться — ее учениками стали не школьники, а малыши-дошколята. Немного поработав и сполна вдохновившись идеей, педагог вместе с коллегой уволились с прежнего места работы и решили начать свое дело.

Первый год работы учреждения был основан на голом энтузиазме. Женщины позаимствовали у соседей большой учительский стол, в долг заказали маленькие парты и стульчики в местной столярной мастерской, на личные сбережения купили доску и учебники. Объявления о наборе расклеивали на близлежащих остановках и столбах. По меркам тех лет в бизнес пришлось вложить немало — около тридцати тысяч рублей. Но уже за год работы траты окупились и появилась прибыль. Ее владелицы центра сразу пустили на ремонт класса и покупку новых развивающих игр.

«Когда человек долго работает в школе, она становится ему тесна, ведь там кругом границы — программа, директор, завуч, отчеты. Творчества особо не проявишь», — призналась директор одной из студий раннего развития.

Учиться играючи

Со временем учеников становилось все больше и больше. Чтобы не отказываться от клиентов, предпринимательницы поделили бизнес пополам, и вместо одного учреждения появилось два. Сейчас «Малышкина школа» и «Веселая академия» находятся на разных этажах здания ДОСААФ и даже конкурируют между собой.

2800

-4500

рублей — цена обучения за месяц для детей в возрасте от 5 до 7 лет

По словам руководителей других студий раннего развития, конкуренция в этой сфере действительно сильная. При всем том, что прибыль от бизнеса не очень большая. Рост количества таких учреждений объясняется большим спросом на услугу среди горожан и удобными условиями работы для педагогов.

— Успешный мы центр или нет — решают только детки, поэтому мы боремся за расположение каждого своего маленького клиента, — поделилась секретом Лидия Тимченко. — Не жалеем денег на игрушки и новое оборудование. Если пластилин — то высококлассный, если карандаши — то самые лучшие. Большинство игр и пособий заказываем по интернету, в области такого не найдешь.

Изюминка студий в том, что они обучают ребенка ненавязчивым способом, в процессе игры. Урок состоит из математики, письма, конструирования, логики, риторики, музыки. Но большую часть времени учителя уделяют развитию речи. Некоторые ребятишки, впервые приходя в центр, совсем не умеют говорить или страдают дефектами речи. На занятиях они узнают буквы, учатся правильно произносить звуки, складывать слова в предложение и вести рассказ. К школе все малыши уже умеют читать.

С планшетом на ты

Главное, чему учат малышей в центрах раннего развития, это дисциплина и умение слушать учителя и друг друга. Они приходят туда как в маленькую школу: садятся за парту в позу ученика, слышат звонок, работают на доске.

Современным детям, избалованным родительским вниманием, непросто привыкнуть к классно-урочной системе. Зная об этих проблемах, родители сами охотно ведут своих чад на подготовительные занятия.

6-7

лет — самый популярный возраст учеников студий раннего развития

Есть у современных ребятишек и свои козыри, уверены педагоги. Малыши сегодня хорошо ориентируются в технике, виртуальном мире, отлично ладят с компьютерными программами, планшетами и интернетом. Они все схватывают на лету, во многом сразу разбираются. Благодаря большому количеству кружков и секций дети стали очень разносторонними. «Они ходят на борьбу, гимнастику, в цирк, танцуют и крутят нунчаки. Они более открытые, им всегда есть что рассказать и показать, чем поделиться с миром», — отмечают педагоги.

Открыть в Благовещенске такой бизнес несложно, признаются предприниматели с педагогическим образованием. Многие работники расценивают его как более удачную альтернативу работе в школе и охотно занимают вакансии. Главная задача этой области дошкольного образования — наладить тесные контакты со школами и учителями. Они хотят участвовать в методических заседаниях, чтобы знать, какая учебная программа будет ждать их выпускников дальше. Такое сотрудничество позволит студиям раннего развития обеспечить максимально мягкую и легкую адаптацию в школе своих учеников.

Возрастная категория материалов: 18+