• Фото: Андрей Оглезнев
  • Фото: Андрей Оглезнев
  • Фото: Андрей Оглезнев
  • Фото: Андрей Оглезнев
  • Фото: Андрей Оглезнев

Мы работаем!

«Сила Сибири», «Космодром Восточный», «Автодорога "Амур"» — нынешний визит президента на Дальний Восток был целиком посвящен мегапроектам государственного масштаба. Однако среди них нашлось место и проблемам конкретных людей, обычных пахарей. Вчера уже в аэропорту, перед самым отлетом, глава государства запланировал встречу с теми, кто 12 месяцев назад просил помощи. Владимир Путин выпил с фермерами чаю и практически ничего не говорил — в основном слушал. Без громких цитат и обнадеживающих обещаний предстояло оценить эффективность сделанной государственной поддержки. Говорили в основном те, кого она коснулась. 

Год назад хозяйство Леонида Казакова в буквальном смысле оказалось на плаву. Водой затопило посевы, завалилось овощехранилище, утонула техника. Денег на восстановление взять было не откуда. С тех пор, как в той песне, — много воды утекло, и сегодня Леонид Васильевич вновь вынашивает планы на хороший урожай. Если год назад на встречу с президентом он шел в состоянии тяжелой растерянности, то теперь настроение не подвело.

— Не буду я ничего просить. Просить уже стыдно, спасибо пора сказать, — рассказал журналисту АП о предстоящей встрече с главой государства руководитель КФХ «Амурец» Леонид Казаков. — Посевы погибли полностью, все 120 гектаров. Картофель, соя, пшеница... Ничего не осталось. Высота воды на полях достигала двух метров. Путин лично облетел на вертолете наши земли, видел масштаб разрушений и услышал нас во время прошлогодней беседы. В общей сложности только нашему хозяйству федеральный и областной бюджеты возместили 65 процентов потерь. Общая сумма компенсаций — 1,5 миллиона рублей. На эти деньги мы закупили семена, удобрения, гербициды, горюче-смазочные материалы. Весной еще 200 тысяч рублей дали на восстановление плодородия почв. Нам было с чем заходить в поля нынешней посевной — в противном случае денег взять было негде. Мы картошку на семена покупали, по 30 тысяч рублей за тонну платили. Нет, полностью мы еще не восстановились, сейчас разрушенное хранилище доделываем, другой работы масса, но мы работаем и это главное.

Не верил и не ждал

Благовещенский район оказался в числе территорий, понесших наибольшие потери от стихии. По словам главы района Сергея Адаменко, финансовую поддержку получили 19 хозяйств. Прямые затраты превышают 115 миллионов рублей, кроме этого, 21 миллион рублей выделено на восстановление плодородия. Благодаря вниманию федеральных властей удалось найти понимание со стороны кредитных организаций. Росагролизинг списал пострадавшим фермерам половину размера годовых платежей за сельхозтехнику, банки дали отсрочку по выплатам долгов. Весь комплекс мер позволил не только сохранить объемы сельхозпроизводства, в нынешнем году район увеличил посевные площади на 10 тысяч гектаров.

— Я честно скажу — не ожидал и не верил, — делится фермер Аркадий Корнеев. — В 2003 году шли проливные дожди, влаги было много, урожай оказался испорчен. Нам тогда крохи какие-то дали и на этом успокоились. В прошлом году оказалось еще тяжелее. Я овощеводством занимаюсь, все 50 гектаров погибли. Я ко всему прочему еще и живу во Владимировке, у меня там дом утонул. Думал, придется стать банкротом, потому что кредиты брал под урожай и продать практически нечего. Однако нам только на компенсацию потерь урожая дали 1 миллион 700 тысяч рублей. Семена купили, ГСМ, удобрения и даже долги раздали. Сейчас пойду на встречу с президентом — спасибо скажу. В отличие от прошлогодней эта встреча очень приятна.

Помимо вышесказанного, амурчане подняли перед главой государства тему энерготарифов — неплохо бы удешевить свет для тех, кто кормит страну. Губернатор Олег Кожемяко земляков поддержал и сказал, что есть идеи по поводу возможной схемы удешевления. Владимир Путин отметил, что рассмотрит все предложения.

Эмбарго с оговорками

В ходе разговора с журналистами участники встречи дали оценку последним событиям в сфере санкционной политики. В целом эмбарго на экспорт зарубежной продукции амурские сельхозпроизводители поддерживают.

— Амурская область — это действительно житница Дальнего Востока, а возможно, и других территорий. Мы себя всегда сами прокормим без иностранной продукции. Мой дед даже хлеб никогда не покупал в магазине — сам пшеницу выращивал, сам выпекал, — отметил Леонид Казаков. — Это неправда, что в Приамурье хорошая качественная пшеница расти не может. Например, известный амурский селекционер Яков Одноконь вывел в свое время замечательный сорт «Амурская-75». У нас тут только одна проблема — цена низкая. Как только станет выгодно пшеницей заниматься, амурский аграрий сразу за нее возьмется. Я думаю на это нужно обратить внимание государственной власти. И это только один из примеров.

— С точки зрения экономики в масштабах страны эмбарго — это хорошо, но нельзя забывать нашу специфику, — выказал озабоченность Аркадий Корнеев. — Западной продукции дверь закрыли, но нас здесь китайские овощеводы давят. С их стороны откровенный ценовой демпинг. Запретами тут вряд ли чего добьешься, но хотелось бы отдельную программу государственной поддержки отечественных овощеводов. Тогда мы сможем на равных конкурировать с нашими соседями. Это будет честнее. 

РЕКОМЕНДУЕМ ПОЧИТАТЬ:

1. Владимир Путин амурским фермерам: «Нас бьют, а мы крепчаем»

2. Амурские аграрии получат федеральную компенсацию за ушедшие под воду поля

3. Владимир Путин: «Будем работать вместе — нос не вешайте только»

4. Президент позвонил амурскому фермеру узнать, получил ли он господдержку после наводнения

Возрастная категория материалов: 18+