Надо ли готовить ребенка к школе

Советы педагогов, родителей и психологов

Современные первоклассники могут без труда назвать столицу какой-нибудь африканской страны или прочитать предложение по-английски, но завязать шнурки или самостоятельно дойти до школьной столовой порой затрудняются. В последнее время родители все серьезнее задаются вопросом, надо ли готовить ребенка к школе. Мнения на этот счет расходятся. Какой должна быть подготовка к школе — об этом в редакции АП рассуждали участники круглого стола: учителя начальных классов, педагоги, психолог и родители.

Участники круглого стола:

 Елена Мишина, учитель начальных классов 

Любовь Овчинникова, учитель начальных классов 

Лидия Тимченко, руководитель центра «Малышкина школа» 

Юлия Кожевина, руководитель детского центра досуга и развития «Продленка» 

Наталья Кора, психолог 

Инна Макарова, педагог, мама первоклассника 

Дарья Дмитриева, мама первоклассника

*** 

АП: Есть ли разница между детьми, с которыми занимались родители, педагоги в центре раннего развития, и теми, с кем не велась подготовка?

Любовь Овчинникова: Конечно, разница бросается в глаза. Раньше при записи ребенка в первый класс спрашивали, умеет ли он читать, писать. Сейчас такого положения нет. 

Елена Мишина: Мы проводим анкетирование среди родителей. И видим, что сейчас большинство детей посещают дополнительные занятия. Но подготовка к школе — это не только умение читать и писать. Это умение общаться со сверстниками и взрослыми. К сожалению, в последнее время дети часто друг с другом конфликтуют. Между каждым набором эта разница все более разительная.

 АП: Почему дети разучились общаться между собой? 

Елена Мишина: Я наблюдаю, как дети общаются во дворах. Вспоминаю себя: мы знакомились во дворе и играли в различные игры. Сейчас дети и игр не знают, многие даже не умеют играть в те же прятки. Не умеют выходить из конфликтов. Совеременные дети владеют энциклопедическими знаниями, но себя обслужить не могут. Им родители складывают портфели, потом приходят в школу и в классе стараются доставать им учебники и тетради.

АП: Дарья, вы считаете, что учить ребенка письму и чтению перед школой необходимо, особенно в наше время. Чем наше время отличается, например, от того времени, когда мы ходили в школу?

Дарья Дмитриева: Нас учили с азов. А сейчас система образования направлена на целостное развитие личности, на развитие логики, скрытых талантов. Когда ребенок приходит в школу, на него все разом наваливается. Ему надо научиться считать, писать и читать, найти общий язык со сверстниками да еще и себя показать. В подготовительной школе ребенка учат считать и читать на том же уровне, что и в детском саду, но там они приучаются к дисциплине. Он знает, что на уроке не имеет права общаться со своими сверстниками, что он должен слушать учителя.

 АП: Инна, у вас обе дочки уже прошли через первый класс. Вы их готовили специально к школе? 

Инна Макарова: Нет, они посещали детский сад. Я уверена, что этого более чем достаточно. Остальное можно развивать, не посещая центры. Другое дело, как родители проникнутся этой идеей, ведь есть люди совсем далекие по отраслям деятельности от педагогики, ничего не смыслящие в психологии, несмотря на то, что они родители. Тут важна уже самоорганизация самих родителей, они должны получать эту информацию. Можно развивать ребенка самостоятельно. Однако здесь нужно минимизировать действие компьютера. Амурская область, как и другие регионы, вводила федеральные государственные образовательные стандарты в начальных классах. Амурский областной институт развития образования проводил большой эксперимент: дети, которые впервые пошли учиться по ФГОС, были тщательно диагностированы большим количеством психологов. Мы получили такой результат: самый слабо развитый процесс — это слуховое восприятие детей. Звук для ребенка является незначимым источником информации. Для него более значима картинка, причем динамичная. А ведь  школа — это не компьютерная игра.

 АП: С какими детьми учителям проще работать: с теми, которые уже учились, или с теми, кто пока ничего не знает? 

Любовь Овчинникова: Легче с подготовленными... 

Елена Мишина: В основном дети приходят уже читающие. Когда родители спрашивают, как лучше — чтобы уже умел читать или нет, мы говорим, конечно, лучше, чтобы умел. Потому что когда начинаешь проводить опрос, то оказывается, что всего 5—6 человек из 30 не читают. Конечно, тогда больше внимания идет на читающих. Мы говорим, что сейчас дети отличаются. Они не хуже и не лучше — они другие. У них нет произвольного внимания, они не привыкли к самостоятельной работе. Даже читающие дети не будут работать самостоятельно в классе.

 АП: Лет 20  назад какая была картина? Сколько из 20—30 детей умели читать? 

Любовь Овчинникова: В то время, если ребенок знает буквы —  уже было хорошо. 

Наталья Кора: По первому образованию я учитель начальных классов, проработала в школе 10 лет. Ко мне в первый класс приходило трое-четверо читающих из всего класса.

К сожалению, сейчас не вся информация об образовании идет адекватная и объективная. Многие родители говорят, что программа для первоклассников сложная, возможно, они, перестраховываясь, начинают обучать ребенка раньше.

«Ребенок первые две недели ходит в школу с желанием, делится впечатлениями с родителями, но потом праздник заканчивается, и желание выполнять домашние задания иссякает. Это говорит о том, что ребенок был мотивационно не готов к школе,» — отмечает Наталья Кора.

 АП: Этот страх обоснован? 

Наталья Кора: Подготовка к школе и психологическая готовность к школе — это разные понятия. Подготовка к школе включает в себя обучение ребенка навыкам чтения и письма. Родители пытаются найти дошкольное образовательное учреждение, которое могло бы помочь ребенку овладеть счетом, письмом, чтением, что, на мой взгляд, не стоит делать. Уже много лет говорят о том, что необходима психологическая готовность ребенка к школе. Что это такое? Это необходимый уровень созревания личностных качеств, чтобы у ребенка была уверенность в своих силах, адекватная самооценка, умение общаться, это уровень социального интеллекта. Ведь сейчас в обществе востребованы люди не с высоким умственным интеллектом, а с высоким уровнем социального интеллекта. Им обладают люди, которые умеют разрешать конфликты, заводить нужные связи. Мой совет родителям: не ставить перед ребенком цели «ты должен», а просто разговаривать с ребенком, развивать его речь. 

Дарья Дмитриева: Мне кажется, эту проблему как раз и решают школы развития. Наша воспитатель в детском саду говорила: «Зачем вы лишаете ребенка детства? Мы его здесь всему научим». Но сад — это совсем другое заведение. Ребенок привык, что там он играет, отдыхает, а пошел в подготовительную школу, он внутренне себя перенастраивает: надел брюки, галстук, туфли — из ребенка превратился во взрослого, и он даже мыслить начинает по-другому.

 Лидия Тимченко: В нашем Центре раннего развития мы начинаем заниматься с детьми с полутора лет и до самой школы. Мы не только обучаем письму, чтению, математике, у нас общеразвивающие занятия. То есть они направлены на то, чтобы в общем развить ребенка и поднять его на ступень выше. У нас есть такие предметы, как развитие речи — начиная с полутора лет, потом как бы невзначай дети начинают учиться читать, письмо — это развитие координации, математика — учим на предметах, не забегая вперед. Мы учим, играя. Языки тоже учим играючи. Конструирование, логика, риторика — эти предметы на основе пазлов, кубиков, пирамидок, мячиков. Родитель не сможет так целенаправленно организовать такую развивающую деятельность.

 АП: Что же делать тем, у кого нет ни возможности, ни желания отдавать ребенка в школу раннего развития? 

Елена Мишина: Начинать с себя, с семьи. Дети летом приходят в пришкольный лагерь, слышишь нецензурную речь. Делаешь замечание, а они даже не понимают, что они плохие слова говорят. А почему? Да потому что так дома говорят. Очень важно общение с ребенком. Не отмахиваться от него — дать игрушку, компьютер, а самим как можно больше общаться, читать, рассуждать. Если раньше в школе дети трясли рукой «я хочу ответить», то сейчас у них нет желания поделиться своими знаниями. Они сидят и молчат, пока конкретного ребенка не спросишь.

 Инна Макарова: Дети плохо строят свои речевые высказывания. Это тоже вывод по результатам исследования. Они плохо аргументируют, не могут составлять описательные рассказы, диалоги. Нагружая ребенка информацией, важно то, как он ее усваивает, структурирует. Тут каким бы ни был замечательным педагог, ключевая роль у родителей — помогите структурировать эти знания. Родитель не должен перекладывать ответственность на образовательные учреждения.

 Что должен уметь и знать ребенок к первому классу?

 Кроме имени, отчества, фамилии своих и родителей, ребенок должен к школе знать свой адрес, домашний телефон, праздники, дни недели и их последовательность, месяцы, основных животных, растения, насекомых. Непременно должен знать основы своей безопасности: правила дорожного движения, правила поведения с незнакомыми людьми. Должен различать разницу между «право» и «лево». Должен решать небольшие логические задачи, наизусть читать стихотворения, пересказывать, называть авторов детских произведений, поэтов. Должен владеть навыками самообслуживания и знать элементарные правила этикета: пришел — поздоровайся, уходишь — скажи «до свидания».

Возрастная категория материалов: 18+