Один день с президентом «Амурской осени» Сергеем Новожиловым

Герой спецпроекта АП — президент фестиваля театра и кино «Амурская осень»

«А вам не страшно?» — ответил президент «Амурской осени» Сергей Новожилов на предложение «Амурской правды» поучаствовать в спецпроекте «Один день с известным человеком». Почему он так спросил, стало понятно чуть позже. Рабочий день Сергея Новожилова начался в 8.30 с планерки в оргкомитете фестиваля и завершился после 2 часов ночи — когда командой «Стоп. Снято!» были закончены съемки эпизода в короткометражном фильме «Галоп-апофеоз», где Новожилов сыграл роль продюсера. Сколько встреч, переговоров, поездок  и телефонных звонков вместил этот день — учету не поддается. «Амурская осень» — масштабный фестиваль, требующий от первого лица большой работоспособности и самоотдачи, и один день, проведенный с его президентом, подтвердил это.

8.30. ПЛАНЕРКА С  ДИРЕКЦИЕЙ

«Амурская правда» провела с Сергеем Новожиловым субботу, полноценный фестивальный день накануне церемонии  закрытия «Амурской осени». Поэтому министр культуры и архивного дела Алексей Самарин начал планерку хорошей новостью: это крайняя планерка 12-го фестиваля. «Все идет по плану, все проверено, транспорт готов, люди предупреждены, все мероприятия состоятся». Быстро просматривается план на предстоящий день, сотрудники расходятся по рабочим местам. Сергей Владимирович ненадолго задерживается в дирекции «порешать вопросы», затем мы отправляемся в кафедральный собор.

9.00. ЛИТУРГИЯ С УЧАСТИЕМ СОЛИСТОВ ПАТРИАРШЕГО ХОРА

В главном храме Благовещенска идет литургия, на клиросе поют гости «Амурской осени» — солисты патриаршего хора храма Христа Спасителя.  Ансамбль духовной музыки «Эйдос» пригласили с помощью постоянной участницы фестиваля матушки Ольги (Гобзевой).  Хористы  участвовали  не только в богослужении, но и в нескольких фестивальных концертах на разных площадках, далее в их планах — поездка в Харбин.

— Да, в храме все же акустика хорошая, — замечает Сергей Владимирович, когда мы выходим на улицу. — Вчера слушал их выступление в ДК профсоюзов — эффект немного не тот. А почему так мало народу на литургии?  Я думал, будет больше.

9.30. ИНТЕРВЬЮ В МАШИНЕ

Возвращаясь из храма, попутно заезжаем в авиационно-туристическое агентство «Моисей» — президент должен забрать документы, связанные с прилетом-улетом артистов. «Если есть вопросы, задавайте в машине», — предлагает Сергей Новожилов. Пользуюсь моментом.

— Вы сказали, что ваш рабочий день начинается в 8.30 и заканчивается в три ночи. Работоспособность и хорошие организаторские способности — важные качества президента «Амурской осени». А что еще важно?

— Убежденность в правоте своего дела.

— Что вам помогает целый день выдерживать такой напряженный ритм?

— Физическая культура. Каждый день, сколько бы ни спал, я делаю зарядку. Ночью, в Москве по крайней мере, хожу поплавать в бассейн — вода успокаивает. И, наверное, молитва. Каждое утро произношу слова, обращенные к моему святому. Есть еще релаксирующие упражнения, хотя на фестивале их делать не получается. Здесь очень напряженный график, приходится вставать каждое утро минут на 15 раньше, чтобы просто прийти в себя, учитывая, что я сова и мне сложно вставать по утрам. Но другого варианта нет. Есть огромное количество проблем и мелких вопросов, которые приходится оперативно решать.   

— Какой из фестивальных дней самый сложный?

— Каждый сложен по-своему. В этом году вторая половина фестиваля у нас более многолюдна —  встречаем  гостей больше, чем обычно. Сегодня, например, у нас очень  насыщенный день. Два конкурсных фильма, три внеконкурсные программы, премьера фильма о Караченцове, два конкурсных спектакля, театральная гостиная Дома актера, концерт в парке Дружбы. И плюс у меня личная ночная съемка в короткометражном фильме. Поэтому в течение дня я периодически хожу под холодный душ, чтобы хоть немного поддержать форму.

В разговор врывается телефонный звонок.

9.40. ВСТРЕЧИ В ФОЙЕ ГОСТИНИЦЫ

В фойе гостиницы «Азия» собирается небольшая группа участников фестиваля, желающих прямо сегодня съездить в Хэйхэ. «Ну, пожалуйста, дайте нам сопровождающего, — умоляет Новожилова одна из путешественниц. — У меня географический кретинизм, и вообще — чужая страна…» «Дорогая моя, в Хэйхэ все говорят по-русски, вы не потеряетесь», — парирует президент, делает шаг в сторону и сразу же попадает в окружение столичных ветеранов.

Представители Московского совета ветеранов — гости «Амурской осени». Они делятся впечатлениями о встрече с амурскими ровесниками в Константиновке, где побывали  накануне. Райцентр для встречи был выбран не случайно — год назад Московский совет ветеранов оказал помощь константиновцам, пострадавшим от наводнения.

Была пятая «Амурская осень», на сцене стоял весь цвет нашего кино:  Людмила Гурченко, Нина Ургант, Александр Домогаров, Сергей Безруков, Валерий Золотухин, Ирина Муравьева — и кого только не было. Потом мне Юлий Гусман сказал, что даже в Москве он не видел одновременно такого скопления звезд. 

Ближайший час Сергей Владимирович делает и принимает несколько звонков на тему «У нас все в силе? Да, как и договаривались». Просит нас посидеть в фойе, сам намерен подняться  в дирекцию на 4-й этаж. Минут через 15 возвращается: «До дирекции я еще так и не дошел». Снова уходит, успевая попутно переговорить с некоторым количеством  человек. Возвращается. Садится за столик в холле «Азии». Достает из портфеля пухлый еженедельник и вычеркивает то, что сделано.

Делает новые телефонные звонки и вычеркивает их из планов. Краем уха слышу, как после обсуждения деловых вопросов интересуется у одного из собеседников:

— Вам что-то удалось посмотреть? Спрашиваю потому, что видел вас возле филармонии. А на «Чистом голосе» были? Нет? Жаль-жаль, прекрасный был концерт!

11.00. ПРИВИВКА ОТ ГРИППА

В холле гостиницы внезапно появляются люди в белых халатах.  В Приамурье началась вакцинация от гриппа, и специалисты Роспотребнадзора впервые обратились к «Амурской осени» с просьбой помочь в популяризации прививочной кампании. Идея состояла в том, чтобы под прицелом телекамер поставить прививку известному артисту. Но рисковать звездами Сергей Новожилов не стал, решив принять удар вакцины на себя.

Президенту «Амурской осени» измерили температуру и давление, и он подставил плечо под дозу вакцины. Врачи пожелали здоровья и удалились. «Ну что, интересная у меня жизнь?» — иронизирует Сергей  Новожилов.

11.20. ВСТРЕЧИ С НАТАЛЬЕЙ ГВОЗДИКОВОЙ И ВЕРОЙ ГЛАГОЛЕВОЙ

В фойе Сергея Новожилова останавливает народная артистка РФ Наталья Гвоздикова.

— Сережа, я прилетаю в Москву и у меня сразу будет запись для канала «Добрый день». Ты не будешь против, если я скажу, что только что вернулась с «Амурской осени», и поделюсь впечатлениями? 

Разумеется, президент не против. Более того, у него уже готово встречное предложение:

— Я мечтаю на будущий год сделать твой творческий вечер на «Амурской осени», подумай на эту тему? Это будет эксклюзив. Спасибо, что приехала, думаю, мы увидимся еще. 

На крыльце гостиницы «Азия» Сергей Владимирович успевает пообщаться и усадить в машину Веру Глаголеву, которая отправляется во Владивосток на «Меридианы Тихого».   

«Вера — близкий мне человек», — поясняет он.

11.45. КОРОТКОЕ ИНТЕРВЬЮ О КИНО И КНИГАХ

Едем в турфирму «АмурАССО». По дороге беседуем о кино и книгах.

— Вы успеваете фильмы смотреть — для души, для себя?

— Только во время подготовки — здесь я, конечно, ничего не успеваю даже близко. Из того, что нравится в программе фестиваля, — фильмы  «Еще один год» Оксаны Бычковой и «Две женщины» Веры Глаголевой. Эти картины хороши профессиональным подходом, честной работой актеров. «Еще один год» — это удачный ремейк (хотя я не люблю это слово). Изумительная пьеса Володина «С любимыми не расставайтесь», которая легла в основу фильма, очень хорошо адаптирована к сегодняшней жизни, к сегодняшним молодым героям. Что касается фильма Веры Глаголевой, сегодня обращаться к классике  — уже поступок. Плюс блистательный актерский ансамбль, потрясающая операторская работа, передано ощущение и русского духа, и тургеневской прозы. Думаю, что это смотрелось бы  не только на фестивале, хотя не знаю, какая дальнейшая прокатная судьба у картины.

—  Что вы читаете?

— На чтение почти не остается времени. Перечитываю иногда классику, современных авторов не читаю. Банально, но чтобы отвлечься, беру детективы, мне очень нравится Алистер Маклин. Читаю мемуарную литературу, поскольку многие актеры мне дарят свои произведения. Иногда даже любопытно перечитать то, что ты давно сам знаешь, но под другим ракурсом.

— Свою книгу написать не хотите?

— Меня многие заставляют, но для этого нужно время. А его нет. Многие вещи, которые происходят сиюминутно, не заслуживают того, чтобы переносить их на бумагу, а с другой стороны, какие-то детали очень быстро забываются. А врать не хочется. Есть какие-то вещи, которые не стоит выносить на широкий обзор, поэтому пока я не готов к написанию книг.

11.55. ПЕРЕГОВОРЫ В ТУРФИРМЕ

В офисе турфирмы «АмурАССО» безлюдно — суббота. Здесь предстоит утрясти все  вопросы с отправкой участников фестиваля в Китай. В Хэйхэ для участия в фестивальных событиях на другой  стороне Амура отправлялась делегация в составе 70 человек. Из них 50 через двое суток возвращались в Благовещенск, а 20 человек, включая солистов патриаршего хора, матушку Ольгу (Гобзеву) и журналистов канала «Россия-24», отправлялись  в Харбин. 

— Можно чашку чая? Черного, — обращается Новожилов к менеджеру Александре и объясняет: — Борюсь сначала с бессонницей, теперь со сном.

Анна Ардова стоит перед зеркалом, Валентина Шарыкина уютно расположилась в кресле. Артисты вокруг стола с бутербродами бурно обсуждают санкции: «Нет пармезана — и пошел он подальше!» 

Получив чай, Сергей Новожилов продолжает выяснять все детали с отправкой и возвращением артистов — у всех участников и гостей свои планы, кто-то должен успеть на самолет в тот же день, кто-то уезжает вечером, а кто-то может подождать до завтра.

12.30. ВСТРЕЧА АРТИСТОВ

Возвращаемся в «Азию». С коробочкой булочек «Синнабон» в руках  к лифту проходит  актриса Алиса Гребенщикова, с улыбкой здоровается с Новожиловым. Оскар Кучера в яркой бейсболке стоит возле ресепшена — он только что прилетел и получает ключи от своего номера.

— Как артисты долетели? — интересуюсь у Сергея Владимировича, который только что пообщался с прибывшими.

— Оскар Кучера немножко простыл. А так все хорошо.

 По фойе гостиницы робко топчутся двое 10-летних мальчишек со школьными ранцами и мыльницами в руках — ищут знакомые лица. С пристрастием вглядываются  в Новожилова, но подойти не решаются.

На входе снова царит оживление — прибыла большая группа артистов, которые вечером на сцене филармонии проведут театральную гостиную Центрального дома актера. Все приехали на «Амурскую осень» впервые. Объятия, расспросы. Анна Ардова прячется под темными очками, Левон Оганезов докуривает на крыльце. «Долетели нормально, в самолете все спали», — отвечает на вопрос президента руководитель международного отдела Центрального дома актера Михаил Аракелов.  

13.10. ИНТЕРВЬЮ «СОБЕСЕДНИКУ»

В кофейне Сергей Новожилов дает интервью корреспонденту популярного издания «Собеседник». Рассказывает, как 12 лет назад появился фестиваль, вспоминает артистов — участников первого творческого десанта, как их принимали зрители. Как потом «Амурская осень» стала развиваться и превратилась в один из крупнейших российских фестивалей. Делится планами — следующая «Амурская осень» будет посвящена 70-летию Великой Победы. Затем по просьбе журналиста вспоминает казусы со звездами за 12 лет. 

— Был казус, когда Светлана Светличная на одном из первых  фестивалей вышла на сцену филармонии и, решив поблагодарить руководство, сказала: какой у вас замечательный город, особенно на противоположной стороне Амура! Она еще не успела освоиться и не знала, что на той стороне — китайский город Хэйхэ. В зале была гробовая тишина, я готов был провалиться сквозь землю. Но как-то обошлось. С Зинаидой Кириенко был необычный случай. Она приезжала сюда со мной одной из самых первых. Ее так поглотила народная любовь, что она потеряла свою машину и ей пришлось ловить такси. Мы жили тогда в гостинице «Зея». Таксист потерял дар речи, когда к нему села народная артистка. В конце концов он спросил — куда же ее везти. Она, забыв название отеля, сказала: «В гостиницу на три буквы». Так эта гостиница и укрепилась в нашем сознании.

Далее Сергей Владимирович припомнил самый светлый момент «Амурской осени» за 12 лет. 

— Была пятая «Амурская осень», церемонию закрытия мы проводили в ОКЦ, на сцене которого стоял весь цвет нашего кино: Людмила Марковна Гурченко, Нина Николаевна Ургант, Александр Домогаров, Сергей Безруков, Валерий Золотухин, Ирина Муравьева — и кого только не было. Потом мне Юлий Гусман сказал, что даже в Москве он не видел одновременно такого скопления звезд. И вот на эту «Осень» прилетела Джина Лоллобриджида. И когда я вывел Джину на сцену, вдруг над нами полетела бабочка. Сияющая роскошная звезда — и бабочка, как свет какой-то надежды. Я запомнил этот момент на всю жизнь.

— Скажите, а были какие-то скандалы на фестивале? — уточняет коллега из «Собеседника».

— Я не буду говорить о скандалах, ни о ком не буду говорить плохо. Сложные моменты возникают, но мы все проблемы решаем. Я понимаю специфику вашего издания, но про скандалы — это точно не ко мне!

13.30. СОВЕЩАНИЕ С ДИРЕКЦИЕЙ

Сергей Новожилов проводит совещание с дирекцией, и мы расстаемся на время обеда. 

15.30. МЫСЛИ ВСЛУХ О ФЕСТИВАЛЕ

Встречаемся в холле гостиницы «Азия», чтобы ехать на открытие программы короткометражного кино. «Пообедали? — спрашивает Сергей Новожилов. — А мне вот так и не удалось. Ничего страшного, такое бывает». Едем в ОКЦ, по дороге успеваю задать пару вопросов.

— Когда вам было сложнее — когда фестиваль только начинался или сейчас?

— Последние годы сложнее. На это влияют обстоятельства объективного характера — например, прошлогоднее наводнение или ситуации в мире и стране. Все отражается на нас. Это касается любого фестиваля, не только «Амурской осени».

— Что вас поддерживает в преодолении объективных трудностей?

— Есть команда единомышленников, во-первых, а во-вторых, сама идея «Амурской осени». Фестиваль стал серьезным культурным событием для  региона за эти годы,  подавляющее число людей одобряет его проведение. Как любого человека, меня поддерживает результат работы. Без шероховатостей не бывает, но результат, по-моему, очевиден.

16.00. КОРОТКИЙ МЕТР В ОКЦ

За кулисами малого зала ОКЦ, где вот-вот начнется спецпоказ «короткого метра», Сергей Новожилов  разговаривает с режиссером и актрисой Анной Яновской, автором короткометражки «Человек-добро». Фильм уже проехал по фестивалям, взял Гран-при на Сицилии, в США — приз за лучшую концепцию, в латвийском Резекне — приз зрительских симпатий. После Благовещенска Яновская со своей картиной поедет на фестиваль в Германию. Еще один фильм Яновской — «10 сантиметров жизни» — был показан накануне, это была документальная картина о наводнении в Крымске. «Я подумала, что это будет понятно и созвучно амурчанам», — призналась режиссер.  

— Короткометражное кино сегодня — модный тренд,  — говорит Сергей Новожилов. — «Короткий метр» включают в свою программу многие фестивали, на «Кинотавре» тоже была программа короткометражного кино, и мы не исключение.

Далее у Сергея Новожилова были в планах две конфиденциальные встречи и чашка чая в буфете ОКЦ, а у нас — возможность посмотреть фильмы.

18.00. СПЕЦПОКАЗ ОТ НИКИТЫ МИХАЛКОВА

Вновь встречаемся за кулисами малого зала ОКЦ. Теперь Сергей Новожилов представляет зрителям другой спецпоказ.  

— Сегодня вы будете первыми зрителями фильмов, снятых на летней школе Никиты Михалкова, которая прошла в июле в Театре киноактера, — говорит он со сцены. — Там повышают свою квалификацию артисты, уже имеющие образование, и с кем я общался, говорят, что это хорошая школа. Во время этой школы ребята создают фильмы и получают дипломы. Мы сегодня вам покажем несколько фильмов, созданных в этом году. Они практически с колес, и, по сути, вы будете из непрофессиональных зрителей первыми, кто их увидит.  

Затем мы едем в филармонию. В машине снова включаю диктофон.

— Создается впечатление, что вы вездесущи…

— Стараюсь максимально побывать везде, чтобы все держать под контролем. Когда все под контролем — понимаешь, что ты подстрахован.

— Наверное, в этом секрет успеха фестиваля?

— Мне сложно говорить об успехе, наверное, об этом должны говорить другие. По крайней  мере наш фестиваль большой, разноплановый, это очень важно, учитывая интересы разных людей. Мне часто говорят: давайте вначале конкурс кино проведем, потом театра, потом что-то еще. Но мы так из Благовещенска вообще не уедем. Смысл фестиваля — пусть будет больше событий одновременно на разных площадках, чтобы у зрителя была возможность выбора.

18.15.  ТЕАТРАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ В ФИЛАРМОНИИ

Поднимаемся по ступенькам филармонии, где Новожилов будет открывать вечер Центрального дома актера имени Александры Яблочкиной. Такой вечер на «Амурской осени» проходит впервые, и судя по количеству зрителей, устремившихся на концерт, он приживется.

Сергей Владимирович быстрым шагом проходит по филармоническим коридорам и открывает дверь в гримерку. Анна Ардова стоит перед зеркалом, Валентина Шарыкина уютно расположилась в кресле. Артисты вокруг стола с бутербродами бурно обсуждают санкции: «Нет пармезана — и пошел он подальше!» Идем за кулисы.

— У нас зал-то хоть есть? — волнуется Михаил Аракелов. Осторожненько оглядывает публику из-за кулисы и облегченно выдыхает: — Есть, да. Можно начинать.

За кулисами Сергей Владимирович просит подержать его телефоны, пока он будет на сцене представлять артистов.

— Стоп, а где Ваня Замотаев? — вдруг спохватывается президент, окинув взглядом актеров, и несется обратно в гримерку.

— Ваня здесь! — слышится  раскатистый голос певца и артиста. И дальше следуют смущенно-шутливые оправдания: — Я спал там, на диванчике, вы же из нас все жилы вытянули, сил никаких нет!

Звучат позывные «Амурской осени», Сергей Новожилов с микрофоном выходит под софиты сцены.

— Актеры, которые сейчас выйдут на эту сцену, впервые приехали к нам на фестиваль. Надеюсь, театральная гостиная в рамках «Амурской осени» станет доброй традицией.  

Тут весьма некстати раздается звонкая трель новожиловского телефона у меня в руках. Под выразительные, если не сказать устрашающие, взгляды Андрея Анкудинова и Михаила Аракелова судорожно ищу кнопочку, чтобы сбросить вызов. С третьей попытки удается. 

18.50. КОНЦЕРТ В ПАРКЕ ДРУЖБЫ

Едем в парк Дружбы в микрорайоне, где на открытой сцене проходит концерт звезд «Амурской осени». Солисты «Чистого голоса» в отливающих серебром фраках прогуливаются возле ворот в парк, на сцене Ирина Шведова исполняет песню из репертуара Клавдии Шульженко. Скамейки перед сценой заполнены, кому не хватило мест, стоят полукругом рядом.

Затем мы ненадолго заезжаем в гостиницу «Азия», чтобы вновь вернуться в ОКЦ — к началу премьерного показа фильма «Петрович, живи!». Интересуюсь, как удалось пригласить на «Амурскую осень» Николая Караченцова, его приезд — сродни подвигу.

— Его супруга Людмила Андреевна — очень мобильный и легкий на подъем человек, — отвечает Сергей Новожилов. — Я знал, что они с Николаем Петровичем летают в Китай на реабилитацию, поэтому подумал, что их приезд в Благовещенск тоже возможен. И вот они здесь.

19.30. ВЕЧЕР НИКОЛАЯ КАРАЧЕНЦОВА

В гостиничном фойе появляется Николай Петрович Караченцов с супругой Людмилой Поргиной, которая моментально вовлекает в поле своего обаяния всех окружающих. Заметно, что она волнуется перед премьерой фильма «Петрович, живи!», который  покажут впервые. Следом из лифта выходит Сергей Новожилов. Отправляемся в ОКЦ. 

Премьера фильма, намеченная  на 20 часов, чуть-чуть задерживается — Николай Караченцов и Людмила Поргина раздают автографы, фотографируются со зрителями, мужчины пожимают руку артисту-легенде. Продюсер фильма Лариса Исаева, которая должна выйти на сцену и представить документальную картину зрителям, переживает за кулисами. Наконец Сергей Новожилов выходит на сцену и представляет фильм.

После этого Сергей Владимирович срочно едет в АОДНТ — представить школьникам спецпоказ фильма «Дуэль» и в театр драмы, где начался  конкурсный спектакль «Зачарованные смертью». 

22.00. Съемки  в роли продюсера

В ОКЦ начинаются съемки короткометражного фильма «Галоп-апофеоз». Сергей Новожилов, теперь в ослепительно белой рубашке и черном фраке, возвращается в ОКЦ. Фильм снимает режиссер Николай Бурлак по собственному сценарию, а Сергей Новожилов, выступающий продюсером картины, играет самого себя.  

— В фильме у меня роль продюсера — но я играю не совсем себя, это собирательный образ, — говорит президент «Амурской осени». — Сюжет таков: когда-то известного актера вдруг пригласили на фестиваль, условно говоря, на «Амурскую осень». Он побывал в одной из поездок по области, где обнаружились поклонницы его творчества, и это дало ему надежду и стимул к творческой жизни. Надеюсь, что этот фильм  уже будет готов к следующей «Амурской осени».

Звучит хлопушка, режиссер командует: «Начали!», дубли следуют один за другим.

1.30 ночи. Последний кадр для спецпроекта

Последний кадр для проекта «Один день с Сергеем Новожиловым» наш фотокор Андрей Оглезнев сделал в 1.30 ночи, когда завершились съемки эпизода с участием Сергея Новожилова. Но рабочий день президента «Амурской осени» на этом не закончился —  съемочная группа принялась за очередной эпизод. 

Возрастная категория материалов: 18+