Большая рыба

2014 год, когда он превратится в 2015-й, может войти в историю не только мирового, но и нашего родного кинематографа. Впервые за много лет в качестве номинанта на «Оскар» отправлен действительно претендующий на статуэтку фильм — не про войну, а в кои-то веки про нас.

Звягинцев уже получил за «Левиафана» награду, на которой можно было бы и остановиться: немного не дотянув до «Пальмовой ветви», картина все же взяла каннский приз за лучший сценарий, и это, черт побери, дорогого стоит. Однако наша «оскаровская» история полна печальных фактов и то, что не удалось Шахназарову, Бондарчуку и позднему Михалкову, вероятно, удастся Звягинцеву — особенно сейчас, когда столкновение политик вполне может превратиться в столкновение культур.

Последний раз, когда фильм российского режиссера попадал в шорт-лист самой престижной кинопремии, зафиксирован в 2007 году. Тогда им стал, что характерно, отечественный ремейк фильма американского — и «12» Никиты Михалкова проиграли австрийским «Фальшивомонетчикам». На фоне потрясающего творения братьев Коэнов «Старикам тут не место» это поражение выглядело не таким уж и разгромным, хотя в сравнении с другими картинами Михалкова, отправленными на ту же премию, фильм выглядел настоящим шедевром.

Андрей Звягинцев снял фильм, которому так или иначе достанется место в хрониках нашего кино. Его основным конкурентом в отправке на «Оскар» была картина «Горько!» — собственно, с этим так и так все ясно, хотя «Левиафану» явно не светит прокатный барыш этой комедии. «Левиафан» для тех, кому по силам оценить игру Серебрякова, Лядовой и даже Вдовиченкова — «Бригада» бригадой, а актеру пришлось отказаться ради этой роли от участия в голливудском проекте с Джудом Лоу. Алексей Серебряков же — натурально — Кайдановский нашего времени, и если мог на это найтись свой Тарковский, то вот он, пожалуйста.

При этом Звягинцев уже заслужил очень значимую в этой стране репутацию человека, снимающего кино, которое привычно помечают статусом «не для всех», но при этом же с готовностью принимают и (что важно!) понимают как фестивальное. И, возможно, именно поэтому ему достанется позолоченная статуэтка, которую держали руки родившегося в нашей стране режиссера 20 лет назад.

Более того — вероятно, именно этой картине суждено продемонстрировать мировому зрителю, что наша зацикленность на давно минувшей войне — миф, и мы можем снимать о себе в лучших традициях. И при этом не оправдываться, что эти традиции — не наши.

Возрастная категория материалов: 18+