Лермонтовка нашего времени

Поэт Лермонтов и амурское село в его честь отпраздновали юбилей с разницей в 110 лет

Если посмотреть на карту Амурской области, то понимаешь, что первые амурчане знали и беззаветно любили русскую литературу. Благодаря этой любви и появились на нашей земле такие «литературные» села, как Некрасовка (Белогорский и Ивановский районы), Лермонтово и Пушкино в Серышевском районе и даже село в Благовещенском районе, названное в честь амурского казака-поэта Леонида Волкова. В одно из таких литературных сел — Лермонтовку Тамбовского района мы и отправились. Тем более и повод появился замечательный — 200-летний юбилей Михаила Юрьевича. А вдруг удастся найти следы великого русского поэта в небольшом селе, появившемся на карте Приамурья 90 лет назад?

Лермонтовские некрасовцы

 «Старожилов, которые помнили бы годы основания села, у нас, к сожалению, не осталось, — «обрадовали» нас в сельской администрации села Лермонтовка Тамбовского района. — Но зато есть замечательный учитель истории Константин Дроздов, который знает все о создании и становлении Лермонтовки».

Константин Викторович встретил нас на пороге сельской школы. «Сейчас своим архаровцам задание дам, и все вам расскажу и покажу», — пообещал сельский краевед.

— В какой год точно была основана наша Лермонтовка, мнения историков расходятся, — начал с самого начала знаток истории. — Дело в том, что по географическому словарю Шульмана от 68-го года дата основания — 1898 год, а уже в более поздних изданиях указан 1924 год. Разница, согласитесь, значительная — в 26 лет.

По сведениям краеведа, даты могли спутать купцы-молокане, которые основали первые поселения на месте современной Лермонтовки гораздо раньше.

— Вы откуда ехали? С Садового? Если проехать три километра за село, там будет развилка и так называемая старая дамба. Там была заимка Алатырцевых — молоканской семьи, основателей Садового. Скорее всего, они и приехали на это место в 1898 году. Были тут и другие заимки купцов-молокан, — объяснил несоответствие дат Константин Дроздов. — Официальная же версия такая, что в 1924 году в селе Борисоглебка Октябрьского района произошло сильное наводнение, село подтопило и 24 семьи перебрались на новое место и основали село.

Сначала переселенцы (тоже, видимо, любители отечественной литературы) хотели назвать новый населенный пункт Некрасовкой, но так как в Белогорском районе Некрасовка уже была, областные власти предложили в честь 110-летия рождения Михаила Юрьевича стать Лермонтовкой. Хотя еще много лет после официального дня рождения села первые жители называли себя некрасовцами…

Черемушки и Кошачка

Первые дома в Лермонтовке поместились на одной улице (сейчас улица Ленина). Хотя местные называют улицы по-своему — по очередности, с которой они возникали: первая, вторая, третья и… Кошачка.

— У нас вообще названия странные даются, — разводит руками краевед. — Если немного дальше проехать, там есть водоемчик небольшой для орошения, так местные называют его Черемушки. Ни одной черемухи вблизи не растет! Узнавал у старожилов, почему такое название, никто не помнит. Так вот, по поводу Кошачки есть свои гипотезы. Одни говорят, что на этой улице всегда много кошек водилось, а я больше склоняюсь к географической версии названия. Если посмотреть на план села, то все улицы идут параллельно, а Кошачка отдельно, как кошачий хвост – ни туда ни сюда.

Один из самых старых сохранившихся домов в Лермонтовке стоит совсем рядом с сельским погостом.

356

человек (183 мужчины, 173 женщины) проживало на хуторе Лермонтовка по переписи 1926 года. Всего насчитывалось 62 хозяйства

— В этом красивом зеленом доме в годы войны жил председатель сельсовета Кондрашов. Его дом был крайним в Лермонтовке, за ним уже никаких строений не было. Это потом уже село стало расти в эту сторону и погост оказался на территории села.

— Красивый домик, но больно уж маленький… Не верится, что начальник в нем жил, — засомневались мы.

— Это еще одна особенность нашего села — очень скромные дома, — согласился Константин Викторович. — Больших деревянных хором в Лермонтовке не найдете. Дело в том, что здесь ни угля, ни дров не было и местные жители дома топили соломой. Протопить большой дом было нереально. Старожилы рассказывали, что на ночь затаскивали тюк с соломой в дом, ею и топили и дверь обкладывали, чтобы не задувало.

Первые кирпичные дома появились в Лермонтовке только в 60-х годах прошлого века.

— В это время в области задумали сделать наше село образцово-показательным. Есть у меня генеральный план с планируемыми постройками, так на нем много добротных домов, двухэтажный магазин, культурный центр. Строительство-то началось, но запала хватило только на несколько домов, школу, магазин, клуб да баню. А затем строительство бросили, а все деньги на развитие передали Садовому.

Китайские огороды и монгольские верблюды

Место, где находится сегодня Лермонтовка, очень интересное с исторической точки зрения, рядом с ним границы Маньчжурского клина — территория, которая была заселена китайцами в 19-м веке.  Земля, на которой разрешалось селиться китайцам, шла от Верхнеблаговещенского до самого Константиновского района. Как это принято у китайцев, со временем они стали расширяться, и амурские казаки решили провести наземную границу — выкопали ров (3 метра глубиной и 5 шириной), который бы не давал китайцам занимать новые земли. Край Маньчжурского клина проходил к северу от современной Лермонтовки. Но «китайские» следы до сих пор видны.

— Если выехать за село, то в нескольких километрах будет дом фермера, который построен на месте китайского села, — сообщил интересную информацию учитель истории. — К сожалению, карт того времени практически не сохранилось, поэтому можем только предполагать. Сохранились, в частности, круглые впадины от китайских фанз. Мы с детьми ходили, сами не копали, потому что нельзя, но делали интересные находки в норах сусликов — находили и трубки для курения опиума, и фарфоровые осколки.

Еще одна историческая загадка Лермонтовки связана с более поздним, послевоенным временем.

— После войны, правда, официальных данных не сохранилось, у нас в селе были верблюды — около 40 штук. Их местные жители использовали как тягловую силу. Верблюдов завезли из Монголии, они были покрыты шерстью и могли выдержать сорокаградусный мороз. Использовали экзотических животных вместо лошадей, которых забрали на фронт. Куда они делись потом — никто не знает, — рассказал Константин Дроздов.

Чуть-чуть не хватило

Уже в конце этой увлекательной экскурсии мы задали сельскому краеведу главный вопрос: связывает ли великого русского поэта и небольшое амурское село что-то большее, чем фамилия одного и название другого?

— Пожалуй, непростая судьба… Нашему селу всегда не хватало какой-то мелочи, чтобы если не прогреметь, то громко заявить о себе. Михаилу Юрьевичу тоже не хватило нескольких лет жизни, любви, понимания, чтобы из великого стать величайшим, — глубокомысленно заметил Константин Дроздов.