Рубль на воде

Два года назад полстраны жило ожиданием конца света. С полок сметалось все, имеющее запах и вкус. Диву давался — откуда у народа столько денег при постоянных жалобах на низкие зарплаты и скромные пенсии? Ради спортивного интереса ждал, наблюдал, хватит ли запасов в закромах Родины, выдержат ли амбары Отчизны всплеск покупательского интереса? Хватило, выдержали. Еды хватило и денег. Многие до сих пор доедают. Малопонятный намек из глубины веков вызвал натуральную панику у поколения XXI века.

Сейчас реальные трудности в экономике, апокалипсис приобрел финансовые очертания. Ропот уже пошел, но очередей за солью и спичками не видно. Вышел в субботу на набережную Амура — народу непривычно много, хотя по традиции ноябрь не лучшее время для прогулок. Погода по-весеннему теплая, кажется, вот-вот птички запоют, зима не состоится. Малыши лед ковыряют, народ постарше степенно прогуливается. Две бабушки, вместо того чтобы толпиться в магазине, наблюдают ледоход, между делом о геополитике рассуждают, экономику взвешивают.

— Пишут, что с лекарствами будут проблемы. У нас их не делали, из-за границы завозили, теперь санкции. Свои заводы когда еще построят…

— Вот когда построят, тогда и будем болеть. Потому что сразу надо было строить. На всем готовом хотели пожить. За счет чужого дяди. Сейчас, конечно, трудно будет, но когда-то надо начинать. Правильно Путин насчет импортозамещения говорит…

Все происходящее сегодня больше напоминает зрелищный боксерский поединок. Экономика России пока в обороне, противник наносит непрерывные серии ударов. Бьет в корпус, в голову, в корпус, в голову… 

Не буду углубляться в политические предпочтения, однако какая уверенность даже не в завтрашнем, а скорее послезавтрашнем дне! Вокруг столько разговоров о падающем курсе рубля, но послевоенное поколение смотрит в будущее с оптимизмом. Они это уже проходили. Люди устали жить страхами и тревогами. Даже пресловутый дефолт 1998 года, «ограбивший» миллионы россиян, сегодня слабо воспринимается в качестве показательного примера. Тогда экономика страны оказалась в нокауте с одного слабого толчка в грудь.

Все происходящее сегодня больше напоминает зрелищный боксерский поединок. Экономика России пока в обороне, противник наносит непрерывные серии ударов. Бьет в корпус, в голову, в корпус, в голову… При этом тратит энергию и силы, сжигает собственные калории, теряет энергию. Нам больно и неприятно, но нужно немного потерпеть, чтобы потом сокрушить ослабевшего соперника одним решающим ударом. Сразу в висок, а лучше в челюсть.

Сегодня важен не столько курс доллара, сколько способность нашей экономики удержаться на ногах, не потерять равновесия от безобидного щелчка. Она это делает уже на протяжении многих месяцев, начиная с весны. На фоне сегодняшних событий очевидно, что финансовая система страны научилась главному — бороться. Уже который месяц ее пытается провалить весь цивилизованный мир, но она не проваливается. Этого качества мы были лишены на протяжении многих лет.

Экономика России медленно ползет вниз под мощнейшим давлением извне, но скорее напоминает жесткую, металлическую пружину. Как только ей станет совсем туго, она обязательно выстрелит. Кризисы были, есть и будут. Кто-то от них сразу падает, кто-то лишь сгибается под их тяжестью, но потом обязательно расправляет плечи.  

Экономика России уже не упала, и это прогресс. За последние два года мы столько раз бросались в магазин запасаться всем имеющим вкус и запах, сколько раз собирались скупать евро и доллары. Теперь вот рубль пущен в свободное плавание. Стоит ли по этому поводу беспокоиться? Плавание от слова «плавать». Не тонуть, а держаться на воде, грести обеими руками, даже против течения.