«Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть I»: рецензия на новый фильм с Дженнифер Лоуренс

Полтора миллиарда долларов — такую почти музыкально звучащую сумму собрали в прокате первые две части франшизы «Голодные игры», основанной на сравнительно небольших и не особо литературно выдающихся книжках американского писателя Сьюзен Коллинз. Настолько весомые сборы не оставили продюсерам «Игр» сомнений: последняя часть книжной трилогии была аккуратно распилена пополам, и вот перед нами картина с никуда не вмещающимся названием, морем искусственных слез и неимоверно скучным сценарием, зато с продолжением ровно через год.

Вместе с именами Стефани Майер и Джоан Роулинг имя Сьюзен Коллинз вошло в топ-3 выдающихся женщин-литераторов стыка веков. Их герои стали популярными со скоростью света и обзавелись армиями поклонников на всех континентах, однако с экранизациями каждой повезло по-своему. И если последняя книга из серии о Гарри Поттере действительно при всем желании не вмещалась в один фильм, а «Сумерки» с их авангардной сопливостью вообще можно было снимать до бесконечности, то «Сойка-пересмешница» от продюсерской алчности только потеряла. Предыдущая часть франшизы самым наглым образом обрывалась посреди повествования, третий фильм вообще зависает в пространстве и времени: самих игр больше нет, а революционные потуги первой половины книги оказались неспособными их заменить.

Режиссерские метания по ходу появления на свет каждой из частей «Игр» можно легко проследить. Первая часть никак не могла отделаться от налета азиатской «Королевской битвы», взбудоражившей умы почти 15 лет назад. «И вспыхнет пламя» гораздо больше напоминало еще более древнего «Бегущего человека». Причем не фильм, где героя Шварценеггера пытаются убить бензопилой, хоккейной клюшкой и другими полезными предметами, а книжный первоисточник, написанный Стивеном Кингом под псевдонимом. На третьей книге (этапе, на котором писательнице вроде бы хватило сообразительности остановиться) фильм претерпевает настоящий катарсис. Последовательного перехода от юношеской мясорубки с луком, стрелами и молниями к антиутопическому манифесту не получилось. Одно внезапно сменило другое, и вот уже зритель напряженно вникает в перипетии информационной войны.

Эта телевизионная драка между хорошими пролетариями и плохими капиталистами с самого начала не могла получиться ни оригинальной, ни увлекательной. Роль Мальчиша-Кибальчиша досталась главной героине Китнисс, за Плохиша пока отрабатывает дорогой ее сердцу Пит, а проклятые буржуины ведут себя, как положено в плохой пропаганде. Они стирают с лица Земли целые населенные пункты-дистрикты, чтобы подавить восстание, от чего оно разгорается еще сильнее. Они готовы биться головой об стенку, при этом коварно и высокомерно ухмыляясь, чтобы сохранить текущее положение вещей, которому давно, еще до начала всей этой истории пришел естественный каюк. Они — расфуфыренные кретины, и это понятно каждому члену этого воображаемого общества, кроме, видимо, национальной гвардии в костюмчиках штурмовиков.

Очень сложно сообразить, кто же является целевой аудиторией картины: истинным поклонникам «Голодных игр», дочитавшим трилогию до конца, вряд ли придаст новых ощущений эта дотошнейшая иллюстрация, любители экшена уснут, не дождавшись разгона событий, а не знакомому с этой историей зрителю остается только посочувствовать.

Общество, как оказалось, с такой же охотой окунается в революционные дрязги, как пару лет назад наблюдало за избиением подростками друг друга. Правда, как говорилось у Виктора Пелевина, теперь бомбу могут запросто швырнуть со сцены в зрительный зал, над чем и работает изо всех своих оскароносных сил персонаж Дженнифер Лоуренс в течение 123 минут. Актриса, заслужившая свои овации за потрясающую игру в «Афере по-американски», в первых двух частях «Игр» еще кое-как справлялась, бегая по лесам и пуская стрелы в противников, но с замедлением сюжета окончательно растерялась. Потому в ход идут слезы по любому поводу и робкие улыбки как символ зарождающегося антиправительственного восстания.

В какой-то момент персонаж Вуди Харрельсона, третьестепенный два фильма тому назад, становится чуть ли не главным героем: за ним, по крайней мере, интересно наблюдать. В целом же и Харрельсон, и покойный Филипп Сеймур Хоффман, и присоединившаяся к этой петрушке Джулианна Мур выглядят специально приглашенными актерами на этом празднике скуки. Очень сложно сообразить, кто же является целевой аудиторией картины: истинным поклонникам «Голодных игр», дочитавшим трилогию до конца, вряд ли придаст новых ощущений эта дотошнейшая иллюстрация, любители экшена уснут, не дождавшись разгона событий, а не знакомому с этой историей зрителю остается только посочувствовать.

Все мы хорошо помним, как строились первые две части франшизы: полфильма Китнисс готовится к драке, полфильма дерется, благодаря чему первый отрезок с переживаниями, слезами и обличением сатрапов вполне можно было вытерпеть. Теперь же зал видит подготовку к самой важной драке, которая самым подлым образом отложена на год, и это на самом деле раздражает. Режиссер картины в интервью уже попытался оправдать деление книжки на две части стремлением оставить в сценарии все события первоисточника. Но речь все-таки идет не о «Хоббите» (который, по правде говоря, пришлось серьезно раздувать для трилогии, благо имелась уже наработанная база), и многие из этих важных сцен смотрятся совершенно лишними: красивенько, конечно, но можно было и обойтись.

Более того, даже как история о пропаганде и книга Коллинз, и построенный на ее основе фильм сильно хромают. У бойцовской Китнисс Эвердин здесь отнимают все главные качества, превращая в эдакую Ксению Собчак в образе военного телерепортера. Реалити-шоу о символе революции, который ходит по руинам и плачет, пока остальные проливают кровь, делают этот символ слишком уж картонным, которому вряд ли поверят массы. С учетом же того, что ненависть к буржуйскому Капитолию среди этих самых масс и без сойки, и без пересмешницы достигли верхнего предела, действия повстанческой верхушки вызывают недоумение: там, наверху, капиталисты поступают куда более логично.

Итак, пока этот двухчасовой para bellum собирает полные залы, выполняя свою основную, далекую от зрительских интересов задачу, стоит задуматься об отвлеченном. Голливуд из дефицита сценариев незаметно шагнул в растущую страсть к сагам, которая раньше принадлежала ребятам из комикс-корпораций, заставляющим Йоханссон и Дауни-младшего подписывать контракты на многие годы вперед. А это прямым образом означает, что при таком развитии дел в большом кино остается все меньше места для режиссерской мысли или актерского решения. Еще проще говоря, будет все скучнее и скучнее. Насколько — увидим через год.