Назад в империю: рецензия на новый фильм «Елки 1914»

«Ёлки» стали киновариантом новогодней программы на любом из телеканалов

Так называемое новогоднее кино в России превратилось в опять же так называемый предмет культа. Раскрутка очередного — уже четвертого по счету — фильма из цикла «Ёлки» аккуратно внедрилась в медиапространство еще когда опадали листья. О том, что show must go on, создатели франшизы по традиции радостно заявляют сразу после проката очередной серии. При этом, собственно, над главной составляющей кино никто уже особенно не работает. Главное, что продукт нравится массам, а помимо масс — главе Министерства культуры РФ, ведомства, от которого все больше зависит наш кинематограф.

Тимур Бекмамбетов старательно повторил карьеру Люка Бессона, разве что на Милле Йовович не женился. Режиссер, на которого возлагали миссию по спасению отечественного зрелищного кино, превратил это занятие в смесь хобби с дополнительным заработком, время от времени штурмуя не нуждающийся в подобных штурмах Голливуд. Зато словосочетание «продюсер Тимур Бекмамбетов» в последние годы ставится под всем подряд, как будто создатели российского кино суеверно рассчитывают получить таким образом больше прибыли. Чем конкретно занят он сам — не очень понятно, но вот превратившиеся с его подачи в ежегодный ритуал «Ёлки» напоминают: жив, курилка, и может не только обеспечивать, но и по старой памяти руководить съемками.

Бекмамбетову в четвертых по счету приключениях россиян вокруг елочки досталась главная из шести слабо связанных между собой новелл, из которых и составляется этот фильм. Действие, как следует из названия, перенесено на 100 лет назад в Российскую империю — Серебряный век и одновременно полгода с начала одной из самых отвратительных войн в человеческой истории, три года до череды и вовсе губительных для страны катаклизмов; в общем, шуточки. Совершив вполне себе смелый для создателей современного российского развлекательного кино с его привычным вращением вокруг гаджетов, соцсетей и прочих данностей века XXI ход, создатели «Ёлок 1914» этим и ограничились.

Про первую половину прошлого века проще снять «Солнечный удар», чем новогодний сказ про Светлакова с Ургантом. Собственно, это в некотором роде даже свинство в конце 2014 года, когда с настроением в российском обществе складывается довольно трудная ситуация, показывать новогоднее кино о том, что все будет плохо. Редкий случай, когда стремление отойти от стереотипа (созданного, к слову, самим же Бекмамбетовым) идет во вред всему — а плохо написанные сценаристами в силу плохой осведомленности о времени действия сюжеты придают «Ёлкам» какой-то странный лубочный оттенок.

Немного спасают хорошие актеры, которые по традиции попадают сюда вместе с шоуменами. Радует, к примеру, экранное появление Константина Хабенского, до сих пор являвшегося закадровым голосом проекта, но и он является нам что твой Колчак. Видели мы это уже, в общем. Создатели фильма прямо-таки выпрыгивают из штанов, чтобы провести понятные и отчетливые параллели между «веком нынешним и веком минувшим». Здесь тебе и чемпионат по фигурному катанию, и жилищные проблемы, связанные с кредитованием, и конфликт между художником и чиновником, и даже Дума бредит — все на блюдечке. В жанровом смысле тоже кое-что сделано, в том числе из популярного некогда «Сибирского цирюльника» привлечен нестареющий медведь, а также некоторые приемы мэтра Михалкова в изображении эпохи, давно существующей только в словах, картинках и воображении.

Все это, вкупе с монолитным утверждением насчет того, что Рождество там или Новый год — разница несущественна, аккуратно распределено по хронологии картины, чтобы не вызвать у зрителя несварения. Возникший в эпоху весьма похожего на застой (особенно в сравнении с сегодняшним днем) президентства Дмитрия Медведева, проект «Ёлки» в течение трех лет своего существования отличался легкостью, отсутствием художественных претензий и напускным новогодним весельем, которые переходили из картины в картину подобно актеру Александру Головину.

Зритель, пришедший повысить уровень новогоднего настроения, а угодивший в прямо-таки диккенсовский мир, спрашивает себя, где смеяться.

Больше всего «Ёлки» напоминали киновариант новогодней развлекательной программы на любом из российских каналов — с Новым годом, ля-ля-ля, поднимем бокалы, забудем о проблемах. Внезапный поворот оверштаг, проделанный продюсерами, вряд ли отпугнет аудиторию, хотя такой вариант они тоже учли. Скорее, обидно, что попытка снять кино, которого в российской индустрии попросту не бывает, была сделана вот на этой почве и сделана именно так. Неудивительно, что посмеяться на самом деле можно только от силы при просмотре двух из шести новелл, а общая атмосфера картины вызывает скорее тоскливое желание поскорее покинуть зал — не так уж там и страшно, в этом 2014-м. На руку этому желанию играет и очевидная надуманность большинства ситуаций, которым положено быть комедийными: о том, что фальшь мгновенно убивает смех, российскому зрителю слишком уж хорошо известно, особенно если он видел что-нибудь вроде ленты «Что творят мужчины».

Все эти городовые-жандармы-солдатики, половина из которых опережает свое время, а вторая, напротив, с той же скоростью стремится еще на век назад, все эти хихикающие барышни и околомаяковская публика натыканы в сюжетные линии по принципу «персонаж создает время» и натурально бесят. Странно, но вполне себе костюмный фильм радует скорее не костюмами, а декорациями. За них на съемках «Ёлок» отвечал явно человек трудолюбивый и решительный, благодаря чему хотя бы за плечами героев мы видим тот самый 1914 год, который себе представляли. Герои в это время нагнетают и нагнетают драму — не очень понятно, зачем они терпят такое количество бед и лишений, хотя вполне понятно — почему.

Зритель, пришедший повысить уровень новогоднего настроения, а угодивший в прямо-таки диккенсовский мир, спрашивает себя, где смеяться. В качестве ответа из сюжета выглядывают уже упомянутые Светлаков и Ургант, насчет которых создатели фильма прямо заявляют: больше в России вас никто уже не рассмешит. Получается, что возьмись авторы «Ёлок» — к слову, их снимали девять российских режиссеров — за свои эксперименты в какое-нибудь другое время и под другим брендом, можно было при известной работе над сценарием получить настоящее кино.

Новогодний спектакль же получился чересчур громоздким и навевающим тоску. Хотя упомянутый министр культуры наверняка будет приводить его в пример в течение ближайших пары лет, особенно если учесть, что по первоначальным сборам «Ёлки 1914» ни в чем не уступают своим успешным предшественникам. Для тех же, кому все эти штучки с путешествиями во времени совершенно ни к чему, в январе выпустят то, что в большом мире называется спин-оффом  комедию «Ёлки лохматые», куда вернутся телефоны-планшеты-соцсети, а для пущего умиления главным героем сделают песика.

Возрастная категория материалов: 18+