Я не имею права забыть подвиг Сталинграда

2 февраля для меня особенный день. Два года назад в этот день я была в Волгограде, где жители и гости города отмечали 70-летие со дня окончания Сталинградской битвы. Там был и концерт, и фейерверк, и лазерное шоу. Потом я узнала, что Благовещенск отметил эту дату скромнее: на площади студенты из свечей выложили цифру 200 — столько дней продолжалась оборона Сталинграда. 

А вот в прошлом году об этой дате амурский город не вспомнил: не было ни возложения цветов, ни залпов в память о погибших, ни букетов от горожан. Помню, что год назад было очень холодно: февральский ветер задувал, памятник на площади Победы занесло снегом. Моя свеча в стаканчике постоянно гасла, а цветы моментально замерзли на холодной плите. Вечный огонь не горел, площадь была пуста. Памятник погибшим солдатам украшали только мои гвоздики.

Стало как-то обидно и грустно, что у людей такая короткая  память, а озарения патриотизма приходят только в круглые даты. Когда я уходила после минуты молчания, увидела, как к стеле в окружении своих родственников медленно шел ветеран. Он нес небольшой букетик красных цветов, которые солдат-победитель хотел положить к Вечному огню. Неужели память нужна только им? Тем, кто сражался за мир на земле больше полувека назад? А когда их не станет, что вспомним мы, их внуки и правнуки?

Я верю, что, если родные помнят своего героя, он не уйдет в неизвестность, он не будет считаться пропавшим без вести.

Раньше я не могла объяснить, почему Сталинград для меня был городом, в котором хотелось побывать. Я не мечтала ни о Таиланде, ни о Турции или Сочи, я хотела побывать ТАМ. И несколько лет нашла объяснение своему желанию: занимаясь розыском информации о своем дедушке, который пропал без вести на войне, обнаружила, что он погиб в волгоградских полях. Тогда наша 205-я стрелковая дивизия, сформированная из дальневосточников, старалась сдержать натиск немецких войск в Клетском районе, не давая им подойти к Сталинграду.

Из уроков истории мы знаем, что солдатам это удалось — они на время задержали фашистов. За эту победу ребята поплатись своими жизнями: в бескрайних полях осталась лежать не одна полностью уничтоженная дивизия. Двадцатилетние пацаны, наши деды, погибали в полях, чтобы навеки остаться молодыми и неизвестными героями. Сейчас они считаются пропавшими без вести. И найти их останки невозможно, ведь места сражений растянулись на многие десятки километров.

Небольшую часть  боевого пути амурской дивизии я пыталась пройти сама. По скользкому плато двигалась медленно и осторожно, несколько раз падала, но продолжала упорно идти вперед. Как и у солдат 70 лет назад, я знала, что впереди есть цель, до которой просто необходимо добраться любой ценой. Для них эта была победа, для меня — скромный обелиск погибшим воинам 205-й дивизии в полях, рядом с хутором Венцы. Своего деда я так и не нашла, но я верю, что, если родные помнят своего героя, он не уйдет в неизвестность, он не будет считаться пропавшим без вести.

Сегодня я обязательно поеду на площадь Победы. Положу к Вечному огню рядом с землей Сталинграда небольшой букетик красных гвоздик, перевязанный георгиевской лентой, и поставлю свечу. В память о тех, кто подарил нам победу ценой своей жизни, в память о моем дедушке, который так и не вернулся с волгоградских полей сражений. Потому что я помню. Я горжусь!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 

1. Защитники Сталинграда 

2. Сталинград в моем сердце

3. Опаленные Сталинградом

4. В Сталинград, где воевал мой прадед

5. «Мы с боем брали Сталинград и Киев»

6. Павел Гладштейн: «Танки уходили в бой прямо из цеха»: сталинградские мальчишки ремонтировали технику под авиаударами немцев 

7. Трижды ранен под Сталинградом: ветеран получил медаль из рук прокурора Амурской области

8. «Сталинград» — кино, которое мы ждали

Возрастная категория материалов: 18+