Кино без мата и балета

А в чем, собственно, разница между балетом и матерным словом? Да, собственно, никакой. И то и другое является вековым наследием мировой, классической культуры. Оба явления уходят корнями в прошлое, к предкам, и вполне могут претендовать на статус национального достояния. Как и в случае с матом, про балет все знают. Он точно существует в природе, и он неразрывно связан с чем-то незыблемым и фундаментальным. Вот только смотреть его ходят в Большой театр.

По какой же причине мат должен вернуться в кино, на телевидение и в литературу? Если уж быть до конца последовательными и справедливыми, то придется и балет в прайм-тайм возвращать. Вы точно к этому готовы?

Закону о запрете мата в кино, на телевидении и в литературе чуть больше полугода. Все это время не прекращаются попытки реанимировать нецензурную свободу слова. В качестве очередного актуального спича упорно тиражируется письмо шести российских режиссеров. Речь о таких мэтрах, как Федор Бондарчук, Никита Михалков, Карен Шахназаров, Сергей Мирошниченко, Олег Табаков и Владимир Хотиненко.

Нужно ли говорить, что люди сплошь заслуженные и покрывшие себя, как принято говорить, неувядающей славой. Учитывая «культурный» вес авторов письма, можно предположить начало очередной волны муссирования наболевшей темы.

В качестве адресата выступает не кто иной, как премьер-министр Дмитрий Медведев. Честно говоря, посыл выглядит несколько высокомерно, без учета мнения тех людей, на кого он, собственно, рассчитан. На мой взгляд, «народное достояние» и обсуждаться должно народом. Я говорю о телезрителях, киноманах и читателях популярной литературы. Это ведь их напрямую касается.

В противном случае пример может быть заразительным. Где гарантия, что завтра не заявит о себе инициативная группа во главе с Анастасией Волочковой, Николаем Цискаридзе и Андрисом Лиепой? Мы ведь проходили это уже, когда утром по телевизору балет, вечером опера, а между ними «Музыкальный киоск» с Элеонорой Беляевой. Страшно подумать, если инициатива найдет понимание в верхах.

С большим уважением отношусь к артистам балета и с налетом тихой зависти констатирую: нам, земным, таких талантов не дано. Однако и считать себя фанатичным поклонником этого искусства не рискну, так же как и миллионы других граждан России. Впрочем, говорить о том, что население страны болезненно переживает отсутствие пошлости и скабрезности на своих телеэкранах — тоже лукавство.

В этом смысле мат и балет — близнецы-братья. И то и другое только на любителя. Высокая культура, равно как и махровое бескультурье, должны быть в меру и к месту. Балет — в Большом театре, в крайнем случае, на телеканале «Культура». Мат пусть живет в гараже, на кухне, на худой конец, в интернете. 

Что касается письма российских режиссеров, то мат больному, словно мертвому припарка. В праздничные выходные дни на центральных телеканалах крутили старый добрый фильм «Москва слезам не верит». Кино, которое не стареет и актуально во все времена. Всегда задавался вопросом: «Что делает его вечным?» Пожалуй, естественная простота, без перегибов. Все российские женщины узнают или хотят узнать в этом кинофильме себя. Все российские мужчины узнают или боятся узнать в нем себя.

Нет ничего удивительного в том, что картина удостоена заморского «Оскара». Этого не скажешь о нашумевшем и разрекламированном «Левиафане», нашпигованном лексическим ненормативом. Кино должно быть живым и настоящим. Без мата и балета.

ДВА МНЕНИЯ:

1. «Левиафан» мимо кассы:  мнение о кино журналиста АП Андрея Анохина

2. Из жизни чудовищ: рецензия кинокритика АП Андрея Митрованова на фильм Андрея Звягинцева «Левиафан»

***

ОБСУЖДАЙТЕ НАШИ МАТЕРИАЛЫ В СОЦСЕТЯХ

Мы есть в Twitter, на FacebookВконтактеYouTube, в «Одноклассниках» — группа «Новости Амурской области» и группа «Здоровый образ жизни» и в Instagram.

Возрастная категория материалов: 18+