• Фото: Андрей Оглезнев (архив)
  • Фото: Сергей Лазовский (архив)
  • Фото: Архив АП

Письмо президенту

Руководитель фирмы такси «Копеечка» Николай Корелов: в Благовещенске идет передел рынка в сторону нелегальных «заезжих» перевозчиков.

— Появились сетевые компании, работающие по всей России, которые являются организаторами незаконного бизнеса посредством интернета. Такая организация перевозок подразумевает труд нелегалов, а это массовый уход от налогов, — говорит директор такси «Копеечка». — Сетевые компании просто нанимают извозчиков, нигде и ничего официально не фиксируя. Контингент водителей — разный, работают они на своих автомобилях. И большинству горожан абсолютно неважно, с кем они едут, их ничто не пугает. Главное — цена. Мы же пытаемся работать легально, платим налоги, но остаемся в проигрыше. Идет поглощение сетевиками местных компаний, которые попросту не выдерживают ценового демпинга и сдают лицензии. Водители переходят к сетевикам — людям ведь нужна работа, особенно в условиях кризиса. В итоге благовещенские фирмы уходят с рынка, пассажиры пользуются такси на свой страх и риск, а страна от деятельности нелегальных фирм получает миллиардные убытки. А ведь это деньги для тех же льготных категорий граждан. О такой нездоровой ситуации мы даже писали на сайт президенту РФ.

Идет поглощение сетевиками местных компаний, которые попросту не выдерживают ценового демпинга и сдают лицензии.

Николай констатирует: если обстановка на благовещенском рынке такси продолжит развиваться в пользу сетевых перевозчиков, то и машины «Копеечки» исчезнут с дорог областного центра. «Под нашим логотипом работают 14 предпринимателей, у каждого — полная регистрация бизнеса, на учете — каждая машина со всеми вытекающими финансовыми последствиями. Под развитие бизнеса я брал кредит. Как только его погашу, скорее всего, фирму закрою», — честно признается предприниматель, рассуждая о том, что в рамках государственной задачи развивать малый и средний бизнес не получается из-за отсутствия системы регулирования вопросов о недобросовестной конкуренции. «Амурский минтранс, полиция ведут борьбу, но это — капля в море. В любой цивилизованной стране такую ситуацию с сетевыми перевозчиками на уровне государства расценили бы как организацию незаконного бизнеса и наказали бы вплоть до тюрьмы», — считает Николай Корелов.

Из интернета — в реальность

Позицию частного перевозчика Николая Корелова разделяет основатель одной из первых амурских фирм интернет-такси «ОнЛайн» Владислав Демидов. В прошлом году его компания, основанная в январе 2012 года, стала единственной среди дальневосточных служб такси обладательницей золотой медали в международном конкурсе «Лучшие товары и услуги — ГЕММА».

— Мы первыми основали в Благовещенске компанию в формате онлайн-такси, это востребовано современным клиентом, и все перевозчики пытаются продвигать свои услуги через интернет, социальные сети, — рассказывает Владислав. — Но если местные фирмы ведут организованный бизнес, то сетевые компании — это агрегаторы заказов. Не надо затрачивать ресурс оператора, содержать автопарк, ведь водители — наемники с машинами, а заказы раздает компьютер. Это удобно, потому что не нужно вкладываться в бизнес. Сетевик ни за что не отвечает: ни за техсостояние автомобиля, ни за медосмотр таксиста, ни за здоровье пассажира. Фирма просто отдает заказ любому желающему подработать и берет свой процент.

Нелегал сам по себе — не проблема, вопрос — в сетевых компаниях, которые собирают, а главное — мотивируют нелегалов. В условиях кризиса многие автовладельцы попадаются на обещания быстрого и нехлопотного заработка, не подозревая обо всех нюансах.

Руководитель такси «ОнЛайн» отмечает: нелегал сам по себе — не проблема, вопрос — в сетевых компаниях, которые собирают, а главное — мотивируют нелегалов. В условиях кризиса многие автовладельцы попадаются на обещания быстрого и нехлопотного заработка, не подозревая обо всех нюансах. «Если мы проводим анализ конкуренции и сравниваем услуги и цены рынка, у сетевиков главный аргумент — стоимость поездки. Для клиента, бесспорно, это выгодно, а для водителя — все наоборот, — говорит о нюансах организации частных перевозок Владислав. — Сетевики просто ставят ценник, человек видит: заработаю за заказ рублей 60. Он накатает в день и 300—400 рублей, но фактически все заработанное за месяц вложит в автомобиль. Ведь из-за экономических скачков поднялись цены на запчасти, масла, фильтры и так далее. А износ автомобиля в такси идет просто жуткий. Простые запчасти, в том числе китайские, не поставишь — очень большая нагрузка на машину. Среднестатистически с новыми запчастями она работает четыре месяца, после чего нужен капитальный ремонт. Масло меняется край — раз в месяц. Вот и прикиньте вероятную выгоду в итоге. А ее вряд ли кто-то считает». 

Упор на безопасность

Солидарен с коллегами Евгений Хабарин, заместитель генерального директора одной из старейших благовещенских фирм частного извоза «Фаэтон».

— Мы на рынке четырнадцатый год и давно поняли, что рация — вчерашний день. Одними из первых начали внедрять систему заказов, закупили английскую — тогда еще российских разработок не было, — рассказывает Евгений. — Программное обеспечение у нас не хуже уровня зашедших на местный рынок российских компаний, просто приложения менее раскручены.

Заместитель генерального директора компании признает, что сегодня такси чувствуют себя на благовещенских дорогах не очень хорошо — избыточная конкуренция, к тому же недобросовестная. «Мелкие местные компании на 10—12 машин уже переходят к сетевикам — так проще. Дошло до того, что уже происходит ценовое соревнование между самими сетевыми компаниями, которых в Благовещенске четыре. Если весь этот бардак не остановится, город потеряет своего легального перевозчика, — говорит Евгений Хабарин. — Власти пытаются навести порядок. А мы продолжаем работать, хотя и оборот перевозок существенно упал. В нашем городе, наверное, как и везде, лучшее маркетинговое решение — это снижение цены. Но мы не можем себе этого позволить в силу экономических причин: у нас собственная база, с автопарком, мастерскими, офисами, врачебным кабинетом. Бензин и комплектующие дорожают, мы несем огромные затраты, окупать которые тяжело. Предлагаемая цена на уровне 60 рублей сетевыми компаниями установлена, так как они не несут никаких организационных расходов. Кроме того, большинство пришедших компаний — нелегалы, поэтому ни технического, ни медицинского осмотра там нет».

Уже происходит ценовое соревнование между самими сетевыми компаниями, которых в Благовещенске четыре. Если весь этот бардак не остановится, город потеряет своего легального перевозчика.

Работать в такси — это не только получить разрешение и покрасить машину в желтый цвет, говорит Евгений. Главное требование к таксистам — обеспечение безопасности пассажиров, так как в приоритете человеческая жизнь и здоровье. «Проводится профессиональный отбор водителей. Хотя, конечно, идеальных водителей не бывает, и различные ситуации случаются. Но в легальных фирмах — обязательный ежедневный предрейсовый и послерейсовый технический осмотр автомобиля, медицинский осмотр водителя. Официально работающие предприниматели несут ответственность за участие машин в ДТП, все серьезно. Мы делаем упор на безопасность и законность перевозок — услуга ответственная. Ведь ни за какие деньги вы не купите здоровье. Жаль, что пассажиры редко об этом задумываются».

МНЕНИЕ

Юрий Грязнов, начальник городского отдела по организации транспортного обслуживания населения:

— Безусловно, на развитии общественного транспорта в Благовещенске сказывается влияние такси, особенно нелегалов. К сожалению, частные перевозчики не всегда оказывают пассажиру качественную услугу. Хотелось бы, чтобы работающие официально таксисты держали марку на высоком уровне. Я думаю, ситуация стабилизируется — работа ведется. В преддверии профессионального праздника желаю таксистам доброго пути. А горожанам посоветую, все-таки пользуясь услугами общественного транспорта и легкового такси, не ставить свою жизнь под угрозу и доверять проверенным перевозчикам.

ОБСУЖДАЙТЕ НАШИ МАТЕРИАЛЫ В СОЦСЕТЯХ!

Мы есть в Twitter, на FacebookВконтактеYouTube, в «Одноклассниках» — группа «Новости Амурской области» и группа «Здоровый образ жизни» и в Instagram