Фото: Андрей ИльинскийФото: Андрей Ильинский

Кредиты для избранных

Автолюбитель Илья Петров своего «железного коня» купил около двух лет назад. Денег у молодой семьи не хватало, и мужчина решил воспользоваться автокредитом. Однако осуществить эту задумку ему не удалось. Илья присмотрел машину на вторичном рынке, а кредит в банке можно было взять только на новое авто, да и процентные ставки тогда испугали.

— Автокредиты были далеко не во всех банках, ставку ниже 20% найти было нереально. Я подсчитал, сколько переплачу, если куплю машину в салоне, приплюсовал к этому расходы на обязательное каско, — вспоминает благовещенец, — и решил, что выгоднее взять обычный потребительский кредит под 17 % годовых. На него я и купил свою подержанную машину.

Действительно, массовое автокредитование на протяжении нескольких докризисных лет, как отмечают сами представители банков, в Приамурье большой популярностью не пользовалось. В Сбербанке, к примеру, по словам его сотрудников, на покупку автомобиля клиенты брали в основном потребительские кредиты. Процентная ставка по ним была одной из наиболее выгодных, поэтому, с учетом оплаты каско, автокредиты им проигрывали. Похожая ситуация наблюдалась и во многих других кредитных организациях. Однако в некоторых банках специализированные кредиты на покупку авто в течение долгого времени оставались в списке востребованных продуктов.

Вплоть до 2015 года свою автопрограмму называл успешной Азиатско-Тихоокеанский банк. Только за второе полугодие 2014‑го ею воспользовались 547 амурчан, получив в общей сложности 167 миллионов рублей на покупку автомобиля.

1,5

миллиарда рублей планирует компенсировать банкам Минпромторг в 2015 году

— Программа была очень удачная, — отмечает начальник отдела розничных продаж маркетинга и рекламы департамента АТБ по Амурской области Анна Петрова. — Ставка по автокредиту была от 13 % годовых, при этом условия выдачи были самыми разнообразными. Существовала даже возможность купить авто без первоначального взноса и без залогового обеспечения в виде приобретаемой машины.

Сразу несколько кредитных продуктов предлагали своим клиентам и в ВТБ24. Здесь, по словам управляющей региональным офисом в Благовещенске Елены Бакуменко, начиная с 2007‑го популярность автокредитования с каждым годом набирала обороты. В последнее время кредиты на покупку машины в банке брали порядка 200 человек в год на общую сумму свыше 186 миллионов рублей.

За автокредитом потребители также отправлялись в Росбанк, а с марта 2014 года этот вид кредитования стал предлагать и не так давно открывшийся в Благовещенске Сетелем Банк.

Субсидия в помощь

К концу прошлого года в связи с падением курса рубля банки один за другим стали сворачивать свои программы кредитования. Одни кредиты закрывались, по другим стали повышаться процентные ставки. Для кредитов на покупку авто в такой ситуации шансов практически не осталось.

Для того чтобы вернуть интерес потребителя к автокредитам и поддержать отечественный автопром, государство решило помочь банкам. С 1 апреля 2015 года федеральный бюджет субсидирует банкам две трети ключевой ставки ЦБ, которая сейчас установлена в размере 14 процентов. Это означает, что кредиты должны подешеветь примерно на 9,3 %.

В Приамурье банки отреагировали на такие изменения довольно оперативно. В первый же день действия программы в Благовещенске было выдано два автокредита по субсидированной ставке. Первыми банками-участниками стали ВТБ24 и Сетелем Банк. Получив в них деньги, клиенты приобрели российские авто в салоне «Амур-Лада».

— Мы надеемся, что клиентов будет много, так как ставки по автокредиту у нас невысокие, — отметили в благовещенском отделении Сетелем Банка. — В прошлом году можно было получить кредит под 13,7 % годовых, а после введения программы господдержки мы снизили минимальную ставку до 6,9 %.

В ВТБ24 также рассчитывают на активизацию автозаемщиков. Здесь для них по‑прежнему действует сразу несколько продуктов. Государственная программа автокредитования выделена в отдельное предложение, процентная ставка снижена до 9,57 % годовых. При этом клиент должен иметь не менее 20 % собственных средств, а максимальный срок кредита — 3 года.

— Программа государственной поддержки, аналогичная нынешней, уже вводилась несколько лет назад, — рассказывает управляющая региональным офисом ВТБ24 в Благовещенске Елена Бакуменко. — Тогда были другие ставки и другой процент субсидирования, и минимальный процент по автокредиту с учетом скидки в нашем банке был снижен до 5 %. В нынешней экономической ситуации ставку 9,57 % годовых можно считать довольно выгодной. Мы надеемся, что люди воспользуются этой программой.

Планируют ли возрождать автокредитование другие банки, пока неизвестно. Между тем срок действия программы государственного субсидирования ограничен. На данный момент правительство планирует свернуть этот вид поддержки к январю 2016 года.

В автосалонах прибавилось посетителей

Банки, которые кредитуют покупателей непосредственно в автосалонах, тоже снижают ставки. К примеру, те, кто покупает автомобили Renault в одноименном благовещенском дилерском центре компании «Атик-Моторс», оформляя кредит через автобанк Renault Nissan, сегодня могут рассчитывать на ставку от 0 до 12,9 %. До введения программы минимальный процент по кредиту достигал 9,9 %, а максимальный — 14,9. Из всей линейки Renault под условия программы (стоимость не выше 1 миллиона рублей) попадают 8 моделей. Самая дешевая машина стоит 425 тысяч рублей, самая популярная — от 590 тысяч.

— Стало много посетителей приходить в салон, смотрят, прицениваются. Более 10 человек уже оставили на рассмотрение заявки на покупку в кредит, — отмечает управляющий дилерским центром Renault Дмитрий Шоплик.

Дилеры отечественного производителя «Амур-Лада» предлагают клиентам услуги своих банков-партнеров — Сетелем Банка и банка ВТБ24, оформляя кредит прямо в салоне. При этом средняя ставка для потребителя колеблется в пределах 11—14% годовых. Оформить в кредит можно любую модель «Лады», включая Lada Largus.

— С началом кризиса спрос на автомобили немного снизился, — комментирует замдиректора «Амур-Лады» Андрей Дьячков, — однако подешевевшие кредиты должны его вернуть на обычный уровень. Нынешние процентные ставки — это очень хорошее подспорье, ведь еще недавно тем, кто обращался к нам за покупкой машины в кредит, наши банки предлагали ставку порядка 26 %. 

В Минпромторге расчитывают, что благодаря программе российские автозаводы смогут дополнительно реализовать до 200 тысяч автомобилей.

Какую машину можно купить в кредит по программе господдержки: 

— 2015 года выпуска

— собранную в России

— не дороже 1 миллиона рублей

— массой до 3,5 тонны

Лидеры автокредитования в Приамурье в 2014 году 

АТБ — 45,7 %

ВТБ24 — 35,3 %

Росбанк — 13,5 % 

*Из всей массы выданных в области  автокредитов